- 892 -
МИЦКЕ́ВИЧ (Mickiewicz), Адам (24.XII.1798, Заосье ок. Новогрудка, Белоруссия, — 26.XI.1855, Константинополь, похоронен в Кракове) — польский поэт, деятель освободит. движения. Сын обедневшего шляхтича, новогрудского адвоката. В 1815—19 учился в Виленском ун-те, затем был учителем в Ковно (1819—23). С 1817 участвовал в создании и деятельности тайных патриотич. организаций польской молодежи («филоматы» и «филареты»). В атмосфере этих кружков, боровшихся за «укоренение национальности» и «распространение либеральных принципов» и установивших связи с др. тайными об-вами, и родились ранние поэтич. опыты М. с характерным для них культом дружбы, активной гражданственности, прославлением «отчизны, науки, добродетели» («Песнь филаретов» — «Pieśń Filaretów», 1820). Вершиной филоматской поэзии М. явилась «Ода к юности» («Oda do młodości», 1820, опубликована без ведома автора в 1827), выросшая из классицистической традиции Просвещения, но уже романтическая по своему пафосу. Энтузиазм «Оды», ставшей своего рода гимном неск. поколений патриотич. молодежи, свидетельствовал
Портрет работы И. Шмеллера (1829).
- 893 -
о живых силах польской нации, рвущихся к борьбе за свободу. М. формировался как поэт в пору патриотич. подъема, роста революц. конспирации, недовольства старым режимом. Преодоление классицизма и переход к революц. романтизму явились гл. линией его ранних лит. исканий; в них отразились вольнодумные традиции Просвещения (перевод отрывка из «Орлеанской девственницы» Вольтера, поэма «Мешко, князь Новогрудка» — «Mieszko, książę Nowogródka», 1817, полностью опубл. в 1948; неоконч. поэма «Картофель» — «Kartofla», 1819, полностью опубл. в 1948), изучение опыта лучших поэтов классицизма (С. Трембецкий). Но старые направления (классицизм, сентиментализм) не могли стать знаменем новых стремлений. М. выступил как основоположник романтич. направления, манифестом к-рого явился первый том его «Поэзии» («Poezje», 1822), включающий цикл «Баллады и романсы» («Ballady i romanse»). Теоретически идею романтич. народности М. обосновал в ст. «О романтической поэзии» («О poezji romantycznej») и осуществлял ее в поэтич. практике, ратуя за нац. своеобразие лит-ры. М. рассматривал фольклор не только как источник сюжетов, образов, обогащения лит. языка, но и как синтез народных нравственных понятий. На основе фольклора поэт конструировал сказочно-поэтической мир со своей суровой справедливостью, противопоставленный им реальной действительности. Поэт утверждал превосходство «веры» и «чувства» над бескрылой эмпирической «мудростью» (баллада «Романтика» — «Romantyczność»).
«Поэзия». Титульный лист 1-го издания. Вильно, 1822.
Гениальный преобразователь отечеств. лит-ры, М. вводил ее в русло общеевроп. лит. движения; знаток заруб. лит-р (переводы из Байрона, Гёте, Данте, Петрарки, Шекспира и т. д.), он обращался к их опыту и достижениям. Вошедшая во 2-й т. «Поэзии» (1823) драматич. поэма «Дзяды» («Dziady», ч. 2, 4), название и частично построение к-рой заимствованы от нар. обряда поминовения умерших, продолжала линию баллад, но с усилением социальной темы (сцена загробного возмездия жестокому пану). Поэт стремился обновить нац. драматич. форму, разрушив старые каноны, и вместе с тем выдвигал романтич. героя «вертеровского» типа (Густав в 4-й ч. — автобиографич. образ, основанный на истории несчастливой любви поэта к Марыле Верещак), страдающего и протестующего против попрания «прав сердца» тиранией денег и титулов. В том же томе «Поэзии» опубликована «Гражина» («Grażyna»), написанная на сюжет из истории Литвы и положившая начало интенсивно развившемуся в польской лит-ре жанру т. н. «поэтической повести» (романтич.-эпической и лиро-эпической поэмы). В ней М. выдвинул характерное для польского романтизма прославление подвига самоотверженной личности, жертвующей собой ради народа.
После раскрытия в 1823 царскими властями филоматско-филаретских организаций М., пробыв под арестом с ноября 1823 по апр. 1824, был 25 окт. 1824 выслан из Литвы и 4 1/2 года жил в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где пользовался вниманием и
- 894 -
сочувствием передовой общественности. Исследователи высказывали предположения о причастности поэта к рус. тайным обществам того времени, но несомненны лишь его близость к оппозиц. среде и знакомства в революц. кругах. М. сблизился с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым, к-рым посвятил позднее восторженные строки послания «Русским друзьям» («Do przyjaciół Moskali», 1832). Рус. современники видели в нем одного из друзей «по чувствам и образу мыслей» (Рылеев). Он был знаком с виднейшими литераторами, высоко ценившими его талант (отзывы А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, И. И. Козлова, Е. А. Баратынского, Н. А. Полевого и др.). Атмосфера, в к-рой происходило это общение, воссоздана Пушкиным в стих. «Он между нами жил...»:
Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Отношения М. с Пушкиным, исполненные взаимного интереса и дружбы, оставили заметный след в творчестве обоих поэтов; М. вспомнил о них в некрологе «Пушкин и литературное движение в России» («Pouchkine et le mouvement littéraire en Russie», 1837). Первой книгой М., опубл. в России, были «Сонеты» («Sonety», 1826), причем особую популярность завоевал цикл «Крымских сонетов» («Sonety krymskie»), основанный на впечатлениях крымской поездки поэта (1825). Великолепие пейзажных описаний, введение ориентального элемента в польскую поэзию сочетались в них с проникновенным лиризмом, передачей мятежно-тоскующего настроения героя — «пилигрима», вспоминающего о далекой отчизне.
Написанная после поражения восстания декабристов поэма «Конрад Валленрод» («Konrad Wallenrod», 1828) оказала революционизирующее влияние на современников. Сюжет из времен борьбы литовцев с тевтонской агрессией послужил воплощению идеи безграничного самопожертвования во имя патриотич. долга, а также постановке сложных проблем нац.-освободит. движения, дворянской революционности, воспроизведению трагич. ситуации: одинокий борец действует «ужасными средствами» в отрыве от соплеменников. Двухтомник «Поэзии» (1829) содержал новые лирич. стихи, поэму «Фарис» («Farys») — апофеоз целеустремленного романтич. порыва, баллады («Trzech Budrysów», «Czaty»), известные в переводах Пушкина под назв. «Будрыс и его сыновья» и «Воевода». Статьей «О критиках и рецензентах варшавских» («О krytykach i recenzentach warszawskich») М. включился в происходивший тогда в Польше спор классиков и романтиков. Выехав в мае 1829 из России, М. путешествовал по Германии, где встретился с И. В. Гёте (в Веймаре), по Швейцарии; в Италии он получил известие о восстании в Польше. В авг. 1831 поэт приехал в Великопольшу, провел неск. месяцев близ прусско-российской границы, но не смог присоединиться к восставшим. В 1831—32 он создал по рассказам участников цикл стихов, рисующих эпизоды восстания: «Ночлег» («Nocleg», опубл. 1852), «Смерть командира» («Śmierć pułkownika», опубл. 1836), «Редут Ордона» («Reduta Ordona», опубл. 1833). С конца 1832 М. жил в эмиграции в Париже.
Откликом на разгром восстания 1830 явилась 3-я ч. «Дзядов» (1832), именуемая также дрезденские «Дзяды». Эта «свободная» романтич. драма, фрагментарная по композиции, синтезирующая различные жанровые элементы (в т. ч. оперы, мистерии и пр.), соединяла точность воспроизведения реальных событий с использованием фантастики, служившей морально-философ. обобщениям, противопоставлению сил добра и зла, свободы и деспотизма, истолкованию духовной драмы главного (во многом — автобиографического) героя — поэта Конрада. Этого героя М. сделал титаном чувства, страдающим
- 895 -
«за миллионы». Он заставил его отринуть все личное ради высшего долга, возвысил до богоборческого протеста, до поединка с богом, как силой, ответственной за земную несправедливость. Вместе с тем поэт наметил перспективу духовного перерождения героя: преодоление романтия. индивидуализма, дерзостной гордости. История следствия по делу «филаретов» была развернута в «Дзядах» в скорбную повесть о мученичестве польских патриотов, стала обличением царских сатрапов, ренегатов и равнодушных к освободит. делу, призывом продолжать борьбу. Текст драмы М. сопроводил эпическим «Отрывком» («Ustęp») — циклом путевых картин, впечатлений ссылки — памфлетом на самодержавную Россию. Здесь также прозвучала тема духовной солидарности с революц. Россией («Русским друзьям», «Памятник Петру Великому» — «Pomnik Piotra Wielkiego»). Пушкин ссылался на М. в «Медном всаднике», хотя и по-иному оценивал рус. государственность и историч. роль Петра I, оспаривая в своей поэме историко-политич. концепцию М. Запрещенный цензурой, «Отрывок» вызвал в России живой интерес (см. дневниковые записи А. И. Герцена). Ряд переводов «Русским друзьям» появился в бесцензурной печати. Нек-рые мотивы поэмы Т. Г. Шевченко «Сон» связаны с «Отрывком» М.
«Пан Тадеуш». Титульный лист 1-го издания (Париж, 1834).
В «Дзядах», а также в «Книгах польского народа и польского пилигримства» («Księgi narodu polskiego i pielgrzymstwa polskiego», 1832) — худож.-публицистич. соч., написанном библейски стилизованной прозой, М. начал развивать доктрину «польского мессианизма»; мысль об исключительности положения порабощенной и революц. Польши он трансформировал в идею об особом призвании избранного народа-мученика. В целом, несмотря на недооценку идеологич. споров внутри эмиграции, М. занял в политич. борьбе 30-х гг. демократич. позицию, призывал к «всеобщей борьбе за свободу народов», к ориентации на народы Европы, а не на пр-ва, к разрыву с грехами шляхетского прошлого. Об этом свидетельствует и его публицистика: статьи в газ. «Pielgrzym Polski» («Польский пилигрим», 1832—33), фрагмент «Истории будущего» («Historia przyszłości», 1-я пол. 30-х гг.).
В 1834 опубл. поэма М. «Пан Тадеуш» («Pan Tadeusz»), польская нац. эпопея, знаменующая для М. становление реалистич. тенденций, исторически-объективного подхода к действительности. В жанровом отношении весьма оригинальная, поэма связана с общим потоком развития зап.-европ. поэзии и прозы. Сохраняя патриотич. проблематику польского романтизма, увенчиваясь мажорно-оптимистич. финалом, она содержала и романтич., лирико-субъективное начало. Эволюция романтич. героя М. завершается здесь созданием образа рядового участника борьбы, конспиратора и агитатора, самоотречением искупившего заблуждения прошлого. Шедевр словесной живописи, пейзажно-изобразит. мастерства, типизации и индивидуализации персонажей, «Пан Тадеуш» явился энциклопедией старопольского быта, нравов старой шляхты, литовско-белорус. природы. Поэма проникнута грустным юмором: с любовью рисует М. уходящую старую
- 896 -
Польшу, в то же время понимая, что старый уклад обречен. Ст. Ворцель, друг А. И. Герцена, назвал поэму «могильным камнем, положенным рукою гения на старую Польшу».
Активность М. как художника в последние 20 лет жизни постепенно падала. Не принесла успеха попытка выступить с драмами для франц. сцены («Les confédérés de Bar», «Jacques Jasiński, on les deux Polognes», 1836, опубл. 1867). Последним взлетом явился цикл замечат. лирич. стихов 1838—39. В 1839—40 М. читал курс латинской лит-ры в Лозанне, в 1840—44 занимал кафедру слав. лит-р в парижском Коллеж де Франс. Прочитанный им курс, хотя и далекий от строгой научности, замечателен как попытка создания целостной концепции историко-культурного развития славянства с позиций участника освободит. борьбы. Он вызвал живой интерес в России (А. И. Тургенев, славянофилы, Герцен и др.). С 1841 кризис в мировоззрении М. обострился. Он вступил в секту мистика А. Товяньского, погрузился в религ.-мессианистские искания. Возвращение М. к революц. деятельности произошло в 1848—49. Поэт был организатором польского легиона, сражавшегося за свободу Италии. В Париже он редактировал (1849) междунар. газ. «La Tribune des peuples» («Трибуна народов»); в период создания газеты произошла встреча М. с Герценом, описанная в «Былом и думах». Публицистика этого времени явилась вершиной идейного развития М., пришедшего к революц. демократизму, заинтересовавшегося идеями утопич. социализма, выступавшего с проповедью революц. союза народов Европы. Поездка М. в Турцию, предпринятая во время Вост. войны, носила полития. характер и имела целью изыскать возможности содействия освобождению Польши. Смерть от холеры застала поэта в Константинополе. Прах его, захороненный в Париже, в 1890 был торжественно перенесен в Краков.
Величайшим польским поэтом, одним из духовных вождей нации М. был признан еще при жизни. Последующее лит. развитие, идейная борьба вокруг наследия поэта, а также науч. его изучение показали огромное значение поэзии М. для польского нац.-освободит. движения, для развития демократич. мысли, обновления польской лит-ры и обогащения лит. языка, стихосложения, системы поэтич. жанров. В нар. Польше издано полн. собр. соч. и писем, начато составление словаря языка М., хроники жизни и творчества, дана марксистская интерпретация его наследия. Известный за рубежом в многочисл. переводах (особенно в слав. странах), М. еще в 19 в. был признан классиком мировой поэзии. В России, несмотря на цензурные трудности (был период, когда имя поэта не могло упоминаться в печати). М. был всегда популярен и высоко ценим. В числе его переводчиков — А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов, И. И. Козлов, Н. П. Огарев, А. Н. Майков, М. Л. Михайлов, А. А. Фет, Д. Д. Минаев, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин и др. В сов. время появились новые переводы на рус. и др. языках народов СССР; укр. пер. «Пана Тадеуша» М. Ф. Рыльского отмечен Гос. премией СССР.
Илл. см. на вклейке к стр. 881—882.
Соч.: Dzieła. Wydanie narodowe, t. 1—16, Warsz., 1949—1955; Dzieła. Wydanie jubileuszowe, t. 1—16, Warsz., 1955; в рус. пер. — Собр. соч. в переводе рус. писателей, т. 1—4, 2 изд., СПБ — М., 1902; Собр. соч. в 5 тт., М., 1948—54; Избр. произв., т. 1—2, М., 1955.
Лит.: Погодин А. Л., А. Мицкевич. Его жизнь и творчество, т. 1—2, М., 1912; Луначарский А. В., Мицкевич и Россия, в кн.: А. Мицкевич, Избр. произв., М. — Л., 1929; Горский И. К., Адам Мицкевич, М., 1955; Стахеев Б. Ф., Мицкевич и прогрес. рус. общественность, М., 1955; Живов М., Адам Мицкевич. Жизнь и творчество, М., 1956; Рыльский М. Ф., Поэзия А. Мицкевича, М., 1956; Советов С. С., А. Мицкевич, Л., 1956; А. Мицкевич. К столетию со дня смерти, в сб.: Лит-pa слав. народов, в. 1, М., 1956; Ланда С. С., Мицкевич накануне восстания декабристов, там же, в. 4, М., 1959; Яструн М., Мицкевич, пер. с польск., М.,
- 897 -
1963; Адам Мицкевич в рус. печати. 1825—1955, М. — Л., 1957 Mickiewicz Wł., Żywot A. Mickiewicza, t. 1—4, Poznań, 1890—95; Kleiner I., Mickiewicz, t. 1—2, Lublin, 1948; Szyper H., A. Mickiewicz, poeta i człowiek czynu, Warsz., 1950; Żółkiewski S., Spór о Mickiewicza, Wr., 1952; A. Mickiewicz. 1798—1855. Hommage de l’UNESCO à l’occasion du centième anniversaire de sa mort, [P., 1955]; «Kwartalnik Instytutu Polsko-Radzieckiego», 1956, № 1 (14); «Pamiętnik Literacki». Zeszyt... Mickiewicza, Warsz.—Wr., 1956; Kronika życia i twórczośći Mickiewicza. Lata 1798—1824, Warsz., 1957; Dernałowicz M., Od «Dziadow» cręści tvzeciej do «Pana Tadeusza», Marzec 1832 — czerwies 1834. Kronikażycia i tworczości Mickiewicza, Warsz., 1966; A. Mickiewicz. 1855—1955. Międzynarodowa sesja naukowa PAN, Wr.—Warsz., 1958; A Mickiewicza wspomnienia i myśli, Warsz., 1958; Ludowość u Mickiewicza. [Warsz.], 1958; Pigoń S., Zawasze о Nim, [Kr., 1960]; Wyka K., Pan Tadeusz, [t. 1—2, Warsz., 1963]; A. Mickiewicz. Zarys bibliograficzny, Warsz., 1957; Semkowicz A., Bibliografia utworów A. Mickiewicza, Warsz., 1958.
Б. Ф. Стахеев.