Верцман И. Е. «Мировая скорбь» // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 859—860.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-8593.htm

- 859 -

«МИРОВА́Я СКОРБЬ» (от нем. Weltschmerz — из романа «Титан» Жан Поля) — пессимистич. умонастроение в зап.-европ. лит-ре конца 18 — 1-й трети 19 вв. Возникшее вместе с кризисом ренессансного гуманизма, это умонастроение отчетливее всего выражено в сентиментализме и романтизме. Шекспировского Гамлета певцы «М. с.» считали первым своим предтечей, тщетно пытавшимся решить непосильную для него задачу — искоренить зло, восстановить нравственную гармонию. В английской «кладбищенской поэзии» («Жалобы...» Э. Юнга, «Элегия» Т. Грея) «М. с.» носит характер меланхолии, уныния, безысходного томления. Галерея персонажей, отмеченных «М. с.», возглавляется гётевским Вертером, страдающим в мещанско-чиновничьей среде и утратившим всякое доверие к действительности.

С «М. с.» ассоциируются как отд. лит. образы, так и творчество нек-рых писателей в целом, напр. Ж. Ж. Руссо, осудившего весь ход цивилизации. В нем., франц. и англ. романтизме «М. с.» была то более отдаленной, сублимированной, то более прямой, непосредственной реакцией на результаты т. н. промышленного переворота, особенно резко проявившегося в Англии, и на практич. итоги франц. бурж. революции: и тот и другая открывали путь капитализму с его антагонистич. противоречиями. «Болезнь века» (mal du siècle) отличает Рене из одноим. повести Ф. Шатобриана, Октава из романа А. Мюссе «Исповедь сына века», лирич. героев Дж. Байрона, А. Виньи, Б. Ламартина, Н. Ленау, Дж. Леопарди, Г. Гейне. «М. с.» — не только разлад личности со средой, воспринимаемый как безысходная

- 860 -

трагич. ситуация, но и раздор со всем мироустройством («космический пессимизм»), утверждение призрачности человеч. счастья (пьесы «Манфред» и «Каин» Байрона; «Элоа» Виньи, «Уста и чаша» Мюссе). Чувство превосходства над окружающими у героя «М. с.» нередко сочетается с презрением к свету и толпе. Если в одних случаях «М. с.» проявляется в форме дендизма, холодного себялюбия «избранных натур» (Адольф из одноим. романа Б. Констана), то в др. случаях неудовлетворенность и пресыщенность жизнью в цивилизованном мире рождают сочувствие к народу, живущему примитивной жизнью и терпящему иго богатых, хищных гос-в. Тогда «М. с.» содержит наряду с иронией по отношению ко всему и ко всем страстную заинтересованность в борьбе угнетенных за свои человеч. права и свободы: так, байроновский Чайльд Гарольд сочувствует борющимся народам Испании, Албании, Греции; Леопарди жаждет нац. независимости для своей родины; Ленау близок передовой демократии; Гейне вплотную подошел к социальной революции и коммунизму. Идейно-эмоц. комплексу «М. с.» на Западе близко умонастроение героев романтич. поэм А. С. Пушкина («Цыганы»), М. Ю. Лермонтова («Демон»), а также в известной мере мысли и переживания т. н. «лишнего человека». Однако «лишние люди» являются героями реалистич. лит-ры и лишены какого бы то ни было романтич. ореола, демонизма или избранничества.

Лит.: Котляревский Н., Мировая скорбь в конце прошлого и в начале нашего века, СПБ, 1898; Стороженко Н., Поэзия мировой скорби, О., 1895; Braun W., Types of Weltschmerz in German poetry, N. Y., 1905; Sondheim M., Werther und der Weltschmerz in Frankreich, Fr./M., 1928; Rehm W., Experimentum medietatis, Münch., 1947.

И. Е. Верцман.