846
МИ́НСКИЙ (псевд.; наст. фамилия — Виленкин), Николай Максимович [15(27).I.1855, с. Глубокое Вилонской губ., — 2.VII.1937, Париж] — рус. писатель. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1879). Начал печататься в 1876 (с 1877 — в «Вестнике Европы»). Стихи М., во многом подражательные и рассудочные, в эти годы сочувственно воспринимались народниками. В № 1 подпольной газ. «Народная воля» (сент. 1879) опубл. поэма М. «Последняя исповедь», сюжет к-рой использовал И. Репин в картине «Отказ от исповеди перед казнью» (1879—85). В 1883 цензура уничтожила сб. М. «Стихотворения». Находясь в общем русле «поэзии народной скорби», стихи М., однако, далеки от ненависти к угнетателям. В 1884 М. выступил со статьей «Старинный спор» — первой в России программой «декадентов», декларирующей индивидуализм, доходящий до «самообожествления личности в делании, в творчестве». Стремление человека к идеальному, невозможному, несуществующему, как желание познать бога, растворенного во Вселенной и, следовательно, непознаваемого, даже несуществующего для человека, — парадоксальная основа философ. теории М. — «меонизма» (от платоновского μὴ ὄν — несуществующее). Эта теория подверглась резкой критике и марксистов (Г. В. Плеханов), и идеалистов (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев). Эклектичность философии М., вера в наивный «социал-гуманизм», «равноправный союз интеллигенции и рабочих» объясняют и организацию им «Религиозно-
847
философских собраний», и издание большевистской газ. «Новая жизнь» (1905), фактически руководимой В. И. Лениным. М. печатает здесь «Гимн рабочих» («Пролетарии всех стран, соединяйтесь»), создает сокращенный перевод «Интернационала». В «Новой жизни» были опубл. ст. Ленина «Партийная организация и партийная литература», программа социал-демократов, «Заметки о мещанстве» М. Горького и др. Вскоре М. (как редактор) был обвинен в «призыве к ниспровержению существующего строя» и арестован; после этого поэт уехал за границу. В Париже он написал драматич. трилогию: «Железный призрак» (1909), «Малый соблазн» (1910) и «Хаос» (1912) — о неодолимой власти вещей, полностью подчиняющих себе человека, убивающих его идеалы. После революции М. жил в Берлине, Лондоне (работал в сов. полпредстве), Париже. М. перевел «Илиаду» Гомера (1896), произв. П. Верлена, П. Б. Шелли («Королева Мод», «Аластор»), Дж. Байрона, Г. Флобера («Саламбо», 1913). В 1922 написал философ. драму «Кого ищешь?».
Соч.: Полное собр. стихотворений, 4 изд., т. 1—4, СПБ, 1907; При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни, 2 изд., СПБ, 1897; Генрих Ибсен. Его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1897; Религия будущего (Философские разговоры), СПБ, 1905; На общественные темы, СПБ, 1909; Малый соблазн. Пьеса, СПБ, 1912; Из мрака к свету... Избр. стихотворения, Берлин — П. — М., 1922; От Данте к Блоку, Берлин, 1922.
Лит.: Соловьев В. С., По поводу сочинения Н. М. Минского «При свете совести», «Вест. Европы», 1890, № 3; Блок А. А., Холодные слова, «Золотое руно», 1908, № 7—9; Брюсов В. Я., Сапожник, пекущий пироги, «Весы», 1906, № 12; Философов Д. В., История одного легкомыслия, «Наша жизнь», 1906, 30 марта; Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Айхенвальд Ю., Минский, в его кн.: Силуэты рус. писателей, в. 3, 2 изд., М., 1913; Полонский Г., Поэзия Минского, в кн.: Рус. лит-ра XX в., под ред. С. А. Венгерова, т. 1, М., 1914; Радлов Э. Л., Философия Минского, там же; Фомин А., Н. Минский (Библиография), там же, т. 2, М., 1915; Евгеньев-Максимов В. и Максимов Д., Из прошлого рус. журналистики. Статьи и материалы, Л., 1930; Десницкий В., В. И. Ленин и М. Горький (По воспоминаниям), в его кн.: М. Горький. Очерки жизни и творчества, Л., 1935; История рус. лит-ры конца XIX — нач. XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1963.
С. И. Григорьянц.