- 845 -
МИННЕЗИ́НГЕРЫ (нем. Minnesinger, от Minne — любовь и Singer — певец) — рыцарские поэты-певцы в герм. странах ср.-век. Европы. Поэзия М. складывалась со 2-й пол. 12—13 вв. под влиянием лирики провансальских трубадуров. Гл. тема М. — рыцарская любовь, служение даме сердца (Minnedienst); они воспевали также служение богу и сюзерену, поэтизировали воен. жизнь рыцарей и крестовые походы. Сочинение и исполнение песен считалось придворным иск-вом и являлось частью программы воспитания молодых рыцарей. М. сочиняли не только тексты, но и мелодии песен. Доминирующей формой поэзии М. была песня (Liet), состоявшая из двух одинаково построенных строф и исхода, заключения (Abgesang); наряду с ней использовались и др. формы: лейх (Leich) — более свободное объединение стихов в неск. строфах, и шпрух (Spruch) — стихотв. изречение морально-дидактич. содержания, обычно однострофное. В раннем миннезанге существовали два направления: «отечественное» (или «народное»), зародившееся в придунайских областях (Кюренбергер, Дитмар фон Айст и др.), близкое к песенному фольклору, и куртуазное, возникшее на Западе, в прирейнских областях; представители его (Генрих фон Фельдеке, Фридрих фон Хаузен) ориентировались на романские образцы, утверждая культ «высокой любви». Куртуазное направление распространилось и в др. землях, где
- 846 -
находились крупные феод. дворы (Рудольф фон Фенис в Швейцарии, Генрих фон Морунген в Тюрингии, Райнмар фон Хагенау в Австрии). Вершина лирики этой эпохи — творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, сблизившего миннезанг с нар. жизнью, использовавшего песню и шпрух в качестве орудия политич. борьбы. Упадок поэзии М., связанный с кризисом рыцарской культуры, обнаруживается в поэмах Ульриха фон Лихтенштейна, а также в произв. т. н. сельского миннезанга (Нейдхарт фон Рёйенталь, Тангейзер, Штейнмар и др.), содержавших элементы бытового натурализма и пародировавших куртуазную манеру. В 14 в. на смену лирике М. приходит бюргерский мейстерзанг.
Изд.: Bartsch K., Deutsche Liederdichter des 12. bis 14. Jahrhunderts, 8 Aufl., bes. von W. Golther, В., 1928; Des Minnesangs Frühling, nach K. Lachmann, M. Haupt und F. Vogt, neu bearb. von C. von Kraus, 32. Aufl., Lpz., 1959; Хрестоматия по заруб. лит-ре средних веков. Сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор. М., 1953, с. 414—27.
Лит.: История нем. лит-ры, т. 1, М., 1962, гл. 7, 11; Brinkmann H., Entstehungsgeschichte des Minnesangs, Halle/S., 1926; Kraus G. von, Des Mlnnesangs Frühling. Untersuchungen, Lpz., 1939; Frings Th., Minnesinger und Troubadours, В., 1949; Kuhn H., Minnesangs Wende, Tübingen, 1952.
Л. Н. Генин.