825
МИКИТЕ́НКО, Иван Кондратьевич [25.VIII(6.IX).1897, с. Ровное, ныне Кировоградской обл., — 4.X.1937] — укр. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1925. Чл. ЦИК УССР с 1931. Род. в крест. семье. Участник 1-й мировой войны. Принимал участие в деятельности революц. полковых комитетов. С 1922 учился в мед. ин-те в Одессе, Харькове. Печататься начал в 1922. С 1927 — один из руководящих деятелей ВУСПП и ВОАПП, с 1934 — секретарь правления СП Украины, чл. правления СП СССР. В 1935 и 1937 — участник Всемирных антифашист. конгрессов защиты культуры;
826
был избран членом Междунар. бюро борьбы против фашизма.
Для творчества М. характерна тесная связь с жизнью сов. народа, политич. острота и актуальность. Первая книга рассказов «На солнечных гонах» («На сонячних гонах», 1926) — образец лирико-романтич. прозы, посвященной героике гражд. войны и становлению новой жизни в укр. селе. Мыслью о гуманизме сов. строя проникнуты повесть «Уркаганы» («Вуркагани», 1928) и роман «Утро» («Ранок», 1933, незаконч.) — о судьбах беспризорников, об их перевоспитании в детской трудовой коммуне.
Наиболее полно талант М. проявился в драматургии. Широкое признание принесла ему социальная драма «Диктатура» (1929). Образ ее главного героя, рабочего-коммуниста Петра Дударя, умно и твердо проводящего на селе линию Коммунистич. партии, был серьезным завоеванием сов. драматургии. Сочетание лирики, патетики и юмора отличают пьесу о студенчестве первых лет революции — «Кадры» («Кадри», первое назв. — «Светите нам, звезды!» — «Світіть нам, зорі!», 1930). Трудовой героизм горняков Донбасса дал М. материал для пьесы «Дело чести» («Справа чести», 1931); борьба с белогвардейцами и укр. бурж. националистами — для драмы «Бастилия божьей матери» («Бастілія божої матері», 1935). Однако эти пьесы грешат иллюстративностью, схематизмом. Достижением М. стала лирич. комедия «Девушки нашей страны» («Дівчата нашої країни», 1933), утверждающая воспитат. силу рабочего коллектива, его дружбу и сплоченность, победу социалистич. отношений. К этой же теме обратился писатель в комедии «Дни юности» («Дні юності», 1937). В пьесе «Соло на флейте» («Соло на флейті», 1933—36) звучит смех сатирика, разоблачающего карьеризм, приспособленчество, политич. интриганство. В последней своей пьесе «Когда всходило солнце» («Як сходило сонце», 1937), написанной к 20-летию Октября, М. изобразил героич. борьбу рабочих киевского Арсенала за установление Сов. власти на Украине.
«Соло на флейте». Сцена из спектакля Гос. драматич. театра им. И. Франко. Киев, 1936.
Драматургия М. с ее острой злободневной тематикой, высоким обществ. пафосом, смелыми худож. исканиями пользовалась большим успехом на укр. и всесоюзной сцене. М. умел создавать красочный «коллективный портрет» героев, вместе с тем передающий своеобразие характера, манеры, речи каждого персонажа. Лучшие пьесы М. сыграли важную роль в становлении метода социалистич. реализма в укр. сов. лит-ре. М. принадлежат
827
книги очерков и репортажей «Голуби мира» (1929), «Тринадцатая весна» (1930), критич. и публицистич. статьи. М. погиб в результате нарушений социалистич. законности. Реабилитирован посмертно.
Соч.: Вибрані твори, т. 1—2, К., 1957; Зібрання творів, т. 1—6. [Вступ. ст М. Й. Сиротюк], К., 1964—65; На фронті літератури. 1927—1937. Статті, доповіді, промови, К., 1962; в рус. пер. — Утро, М., 1958; Пьесы, М., 1959; Уркаганы. Повести и рассказы, М., 1961.
Лит.: Сиротюк М. И., Іван Микитенко. Життя і творчість, К., 1959; Родько М. Д., Проза Івана Микитенка, К., 1960; Кисельов Й., Іван Микитенко, в кн.: Перші заспівувачі, К., 1964; Чалмаев В., Иван Микитенко — драматург классового пристрастия, «Вопр. лит-ры», 1958, № 10; Караганов А., В схватке, «Дружба народов», 1960, № 10.
Л. Н. Новиченко.