810
МЕТРИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ — стихосложение, осн. на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов (см. Квантитативное стихосложение). Обычно употребительно в языках, в к-рых долгота и краткость гласных имеют смысло-различительное значение (хотя бывают исключения — напр., чеш. язык, где есть значимая долгота, не принял М. с.). Наибольшее развитие М. с. получило в антич. стихосложении, в арабском и персидском (см. Аруз), отчасти в индийском (см. Джати); по нек-рым предположениям, оно свойственно также и финскому, и классич. кит. стихосложению.
В антич. М. с. единицей долготы в стихе служит доля — мора; краткий слог () считается равным одной море, долгий слог (—) — двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопою. Важнейшие стопы: трехдольные (трехмерные) — ямб (
—), хорей или трохей (—
), трибрахий (
); четырехдольные — спондей (— —), дактиль (—
), анапест (
—); пятидольные — бакхий с антибакхием (
— —, — —
), амфимакр (—
—) и 4 пеона (—
,
,
—
,
—); шестидольные — молосс (— — —), хориямб (—
—), антиспаст (
— —
) и 2 ионика (
— — и — —
); семиморные — 4 эпитрита (
— — —, —
— —, — —
—, — — —
). В каждой стопе различается сильное место, арсис (обычно долгий слог), и слабое место,
811
тесис (обычно краткие слоги); сильные места, по господствующему мнению, выделяются ритмич. ударением; фонетич. природа ритмич. ударения неясна, однако оно не имеет ничего общего с прозаическим словесным ударением. Короткие трехдольные стопы (иногда и четырехдольные) обычно объединяются в пары — диподии, где одна из стоп несет усиленное ритмическое ударение.
Стих, в принципе, состоит из одинаковых стоп и носит соответствующее название: дактилический гекзаметр (6 стоп), ямбический триметр (3 диподии) и т. п. Однако в таком стихе равнодольные стопы могут заменять друг друга: так, в дактилич. гекзаметре стопа дактиля (—
) может заменяться стопой спондея (— —). А при перемене темпа произнесения могут заменять друг друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбич. триметре ямб (
—) может заменяться убыстренным спондеем (— —) и даже убыстренным дактилем и анапестом (—
,
—). Все это создает чрезвычайное богатство метрич. вариаций в пределах постоянного такта — стопы. Метрич. разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры — словораздела, к-рый рассекает одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия, одно с нисходящим ритмом (—
...), другое — с восходящим (
—...).
Такие стихи были наиболее употребительны в эпосе и в драме; в лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменным тактом-стопой — логаэды. Здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов — строфы (см. Алкеева строфа, Сапфическая строфа). Такие строфы порой достигали большого объема и сложности (напр., в хоровой лирике у Пиндара). Кроме стопы, стиха и строфы, иногда вводятся понятия колона, промежуточного между стопой и стихом, и «системы», промежуточной между стихом и строфой.
М. с. в антич. лит-ре зародилось в древнейшие времена, когда поэзия еще была нераздельна с музыкой; получила теоретич. разработку в эпоху эллинизма, когда стих отделился от пения; держалась, пока в греч. и лат. языках различалась долгота и краткость гласных, а в средние века уступила место силлабич. и тонич. стихосложению, хотя по традиции греч. и лат. стихи в системе М. с. писались еще очень долго. Подлинное звучание антич. стихов в тонич. стихосложении невоспроизводимо; в т. н. «переводах размером подлинника» принято передавать ударными слогами — ритмич. ударения, а безударными — слабые места стоп.
Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, M., 1888; Якобсон Р. О., О чеш. стихе, преимущественно в сопоставлении с русским, [Б.], 1923; Поливанов Е. Д., О метрич. характере кит. стихосложения, «Доклады Российской АН», [Серия] В, окт.—дек., 1924; Rossbach A., Westphal R., Griechische Metrik, 3 Aufl., Lpz., 1889; Heusler A., Deutscher und antiker Vers, Stras., 1917; Verrier P., Note sur la versification finnoise, «Revue de phonétique», 1917, № 4; Kolář A., De re metrica poetarum Graecorum et Romanorum, Prague, 1947; Crusius F., Römische Metrik, 2 Aufl., Münch., 1955; Snell B., Griechische Metrik, 2 Aufl., [H. 1], Gött., 1957; Metryka grecka i łacińska, pod red. M. Dłuskiej i W. Strzeleckiego, Wr., 1959.
М. Л. Гаспаров.