792
МЕТАСТА́ЗИО (Metastasio), Пьетро (наст. фамилия — Трапасси; 3.I.1698, Рим, — 12.IV.1782, Вена) — итал. поэт и драматург. В раннем детстве обнаружил
793
способность к стихотв. импровизации. На М. обратил внимание Дж. В. Гравина, к-рый усыновил его и дал ему превосходное классич. образование. В юности М. оказался вовлеченным в круг идей раннего итал. Просвещения. Под влиянием Гравины в возрасте 14 лет написал трагедию «Юстин» («Giustino», 1712). Однако еще большее воздействие на него оказала идиллич. и гедонистич. поэзия Т. Тассо, Б. Гварини, Дж. Марино. В соч. М. нашли выражение не столько историч. тенденции Просвещения, сколько лит.-эстетические принципы Аркадии; в них наиболее полно и последовательно отразилась итал. аристократич. культура, переживавшая в 18 веке глубокий кризис. В 1719 М. был принят в академию Аркадия. В 1718 вышел первый его сб. «Poesie»; кроме трагедии «Юстин», в него вошли идиллии «Пир богов» («Convito degli Dei»), «Похищение Европы» («Ratio d’Europa»), небольшие поэмы в терцинах «Смерть Катона» («Morte di Catone»), «Происхождение законов» («Origine delle leggi») и ода «На святейшее рождество» («Sopra il Santissimo Natale»). В 1719 М. переехал в Неаполь, где сблизился с композитором Н. А. Порпора и известной певицей М. Бульгарелли (Романина), для к-рой написал свою первую лирич. трагедию «Покинутая Дидона» («Didono abbandonata», 1724), открывшую его драматургич. творчество. За ней последовали «Сирое» («Siroe», 1726), «Катон в Утике» («Catone in Utica», 1728), «Эцио» («Ezio», 1728), «Узнанная Семирамида» («Semiramide riconosciuta», 1729), «Александр в Индии» («Alessandro nelle Indie», 1729), «Артаксеркс» («Artaserse», 1730). В 1730 М. был приглашен в Вену на должность придворного поэта.
Второй период (1730—40) творчества М. был самым плодотворным. Созданные им героич. оперы-сериа принесли ему мировую известность: «Адриан в Сирии» («Adriano in Siria», 1731), «Димитрий» («Demetrio», 1731), «Иссипиле» («Issipile, 1732), «Олимпиада» («Olimpiade», 1732), «Демофонт» («Demofonte», 1733), «Титово милосердие» («La clemenza di Tito», 1734), «Ахилл на Скиросе» («Achille in Sciro», 1736), «Узнанный Кир» («Ciro riconosciuto», 1736), «Фемистокл» («Temistocle», 1736), «Зиновия» («Zenobia», 1740), «Аттилий Регул» («Attilio Regolo», 1740). Третий период в творчестве М. (с 1740) отмечен упадком его драматич. таланта. К этому времени принадлежат: «Антигон» («Antigono», 1743), «Король-пастух» («Re pastore», 1751), «Китайский герой» («L’Eroe cinese», 1752), «Торжество Клелии» («Trionfo di Clelia», 1762), «Ромул и Эрсилия» («Romolo ed Ersilia», 1765), «Руджеро» («Ruggiero», 1771) и др. Лирич. трагедии (или мелодрамы) М. предполагали муз. сопровождение и являлись по существу либретто для опер; при этом они были подлинно поэтич. произв., обладающими четко выраженной драматич. структурой. Органичное сочетание поэзии и музыки в драматич. произв. (операх) М. позволяло нек-рым теоретикам 18 в. (Ф. Альгаротти, С. Маттеи) видеть в них черты антич. трагедии. И действительно, в нек-рых драмах М. старался создать героич. характеры и конфликты, типичные для классицистских трагедий Просвещения («Катон в Утике», «Фемистокл», «Титово милосердие»), однако ситуации реалистичны и идеализированная, сентиментальная любовь изображена в них очень человечно («Олимпиада», «Демофонт», «Димитрий»).
Лит.-эстетич. взгляды М. изложены в соч. 50—60-х гг. и опубл. посмертно: «Поэтика Горация. Перевод и комментарий» («Poetica d’Orazio tradotta e commentata»);
794
«Изложение поэтики Аристотеля и рассуждения о ней» («Estratto della poetica d’Aristotele e considerazioni su la medesima», 1782); «Наблюдения над греческим театром» («Osservazioni sul teatro greco»). В 18 в. М. пользовался огромной популярностью. В России его переводили Г. Р. Державин («Титово милосердие», «Фемистокл») и Я. Б. Княжнин («Титово милосердие»).
Соч.: Opere, v. 1—12, Parigi, 1780—82; Opere postume, v. 1—3, Vienne, 1795; Drammi scelti, Torino, 1903; Cantate e canzonetti, Roma, 1908; Opere scelte, Mil., 1934; в рус. пер. — Александр в Индии, СПБ, 1755: Антигон, СПБ, 1770; Узнанная Семирамида, СПБ, 1760; Сирой, СПБ, 1760; Олимпиада, СПБ, 1769; Дидона оставленная, СПБ, [б. г.]; Димитрий, СПБ, 1779; Алкид при распутье, СПБ, 1780.
Лит.: Мокульский С., История зап.-европ. театра, т. 2, М., 1957; Де Санктис Ф., История итал. лит-ры, т. 2, М., 1964; Оветт А., Итал. лит-pa, М., 1922; Вернон Ли, Италия, в. 2, Театр и Музыка, М., 1915; История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 2, М., 1964; Реизов Б. Г., Итал. лит-ра XVIII в., [Л.], 1966; Arcari P., L’arte poetica di P. Metastasio, Mil., 1902; Russo L., P. Metastasio. Bari, 1945; Natali G., La vita e le opere di P. Metastasio, Livorno, 1923; Culcasi C., P. Metastasio, Torino, 1935; Binni W., L’Arcadia e il Metastasio, Firenze, 1963.
Р. И. Хлодовский.