Занадворова Т. Л. Мерсье // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 785—786.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-7853.htm

- 785 -

МЕРСЬЕ́ (Mercier), Луи Себастьен (6.VI.1740, Париж, —25.IV.1814, там же) — французский писатель, Род. в семье торговца. Учился в коллеже Четырех наций. Был близок с Ж. Ж. Руссо. В 1766 написал повесть «История Изербена, арабского поэта» («Histoire d’Izerben poète arabe»), где интересно сравнение Вольтера и Руссо. Тогда же опубл. трактат «О бедствиях войн» («Sur les malheurs de la guerre») — отклик на пагубные последствия Семилетней войны. В 1767 изд. роман «Дикарь» («L’homme sauvage»), где проявились руссоистские взгляды М. Сб. «Моралистические сказки» («Les contes moraux», 1769) говорит о его связи и с рационалистич.

- 786 -

линией Просветительства. В 1770 анонимно в Амстердаме вышел социальный роман М. «2440-й год» («L’an 2440»), в к-ром выражены антифеод. и свободолюбивые идеи. Философ. взгляды М. дуалистичны. Он, как и Руссо, признает материальность мира, но принимает идею бога, бессмертия души, стараясь, т. о., выделить человека из среды животных, подчеркнуть его активность, величие. В 1791 изд. кн. «О Ж. Ж. Руссо, одном из главных писателей, подготовивших революцию» («De J.-J. Rousseau considéré comme l’un des premiers auteurs de la révolution»), где дана во многом верная трактовка мировоззрения Руссо. Эстетич. взгляды М. выражены в трактате «О театре...» («Du théâtre, ou nouvel essai sur l’art dramatique», 1773); он требует демократизации иск-ва, ратует за героику, эмоциональность.

Л. С. Мерсье

М. — видный драматург. Особенно известны пьесы «Неимущий» («L’indigent», 1772), «Судья» («Le juge», 1774), «Тачка уксусника» («La brouette du vinaigrier», 1775), историч. драмы. В 80-х гг. опубл. «Картины Парижа» («Tableau de Paris», 1781—88) — многотомное соч., ярко рисующее предреволюц. эпоху; позднее появились новые главы («Nouveau Paris»). М. восторженно встретил революцию брошюрой «1789 год» («L’an 1789»), но якобинской диктатуры испугался; сидел в тюрьме за близость к жирондистам. Во время Империи вновь стал республиканцем.

В России в 18 в. опубл. рус. пер. пьес М. «Судья», «Тачка уксусника», «Неимущий», «Дезертир». В журн. «Утренние часы» печатались главы из «Картин Парижа», из романа «2440-й год».

Соч.: Théâtre complet, v. 1—4, nouv. éd., Amst.—Leiden, 1778—84; в рус. пер. — Картины Парижа, т. 1—2, М., 1935—36; Неимущие. Тачка уксусника, в сб.: Франц. театр эпохи Просвещения, т. 2, М., 1957.

Лит.: Белицкий Г., Себ. Мерсье, в сб.: Ранний бурж. реализм, Л., 1936; История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 785—88; История зап.-европ. театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Занадворова Т. Л., Утопич. роман Мерсье «2440-й год», «Уч. зап. Магнитогорского пед. ин-та. Кафедра рус. и заруб. лит-ры», 1960, вып. 1; Левбарг Л. А., Л. С. Мерсье, Л. — М., 1960; Béclard L., Sébastien Mercier, P., 1903.

Т. Л. Занадворова.