- 772 -
МЕ́РЕДИТ (Meredith), Джордж (12.II.1828, Портсмут, — 18.V.1909, Боксхилл, близ Лондона) — англ. поэт и романист. Род. в семье портного. Первые стихи опубл. в 1849 в «Chambers’s Journal». В 1851 вышел первый томик стихов («Poems»). Первые прозаич. опыты М.: «Бритье Шагпета» («Shaving of Shagpat», 1855) — этюд в манере араб. сказок, «Фарина» («Farina, a legend of Cologne», 1857) — романтич. обработка старинной нем. легенды; роман «Испытание Ричарда Февереля» («Ordeal of Richard Feverel», 1859), где намечен осн. конфликт большинства произведений М. — столкновение естеств. начал человека с требованиями общества. Затем последовали романы «Ивен Гаррингтон» («Evan Harrington», 1860), «Рода Флемин» («Rhoda Fleming», 1865), «Приключения Гарри Ричмонда» («The adventures of Harry Richmond», 1870—71, рус. пер. 1870), «Карьера Бьючемпа» («Beauchamp’s career», 1874—75, рус. пер. 1876), «Эгоист» («The egoist», 1879, рус. пер. 1894). В дилогии: «Эмилия в Англии» («Emilia in England», 1864, рус. пер. 1865) и «Виттория» («Vittoria», 1866) М. обращается к героике нац.-освободит. войны в Италии. Поздний роман «Один из наших завоевателей» («One of our conquerors», 1891) содержит иронич. портрет развенчиваемого М. «героя времени» — финансиста империалистич. формации. В романе «Трагические комедианты» («The tragic comedians», 1880, рус. пер. 1912) М. использовал факты биографии Ф. Лассаля. В это же время М. опубл. неск. сб-ков лирики, а в конце жизни почти целиком посвятил себя поэзии («A reading of life», 1901; «Last poems», изд. 1910). Из его рассказов
Портрет работы У. Стрэнга.
- 773 -
выделяется «Дом на берегу» («The house on the beach») и «Случай с генералом Оплом и леди Кампер» («The case of general Ople and lady Camper», 1877). Наиболее значит. теоретич. работа М. — «Опыт о комедии» (отд. изд. 1897).
М. выступил в те годы, когда кончала свою деятельность «блестящая школа английских романистов» (К. Маркс) во главе с Ч. Диккенсом. В условиях краха иллюзий о всеобщем «викторианском благоденствии» М. продолжал реалистич. традиции англ. лит-ры, изобличал эгоизм и ханжеское лицемерие бурж. класса Англии. Следуя по пути критич. реализма, он отдавал максимум внимания не эпич. основе романа, а т. н. «интеллектуальному действию» (термин М.) в форме идейных столкновений героя со своими антагонистами. Особую роль играет у М. ирония; его необычайно напряженный психологизм интроспективен и в то же время предлагает проверку душевной жизни объективным опытом. Драматизм романов М. завершается всегда трагич. исходом. Стиль М. осложнен метафоричностью, сопоставлением разных точек зрения на происходящее, внезапными поворотами в развитии действия.
Соч.: Works, v. 1—34, L., 1896—1911; Works. Memorial edition, v. 1—27, N. Y., 1909—11; Letters, v. 1—2, L., 1912.
Лит.: Захаров В. В., Роман Джорджа Мередита «Эгоист», в сб.: Лит-pa и эстетика, [Л.], 1960; Кондратьев Ю. М., Из истории англ. реалистич. романа последней трети XIX в. (Творчество Джорджа Мередита 70-х годов), «Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1964, № 218; Trevelyan G. M., The poetry and philosophy of George Meredith, L., 1906; Bailey E. J., The novels of George Meredith, N. Y., 1907; Henderson M. S., George Meredith, novelist, poet, reformer, 2 ed., L., 1908; Priestley J. B., George Meredith, L., 1926; Baker E. A., The history of English novel, v. 8, L., 1937; Stevenson L., The ordeal of George Meredith. A biography, N. Y., 1953; Lindsay J., George Meredith, his life and work, L., [1956]; Beach J. W., The comic spirit in G. Meredith, N. Y., 1963.
И. Б. Канторович.