Пульхритудова Е. М. Мелодрама // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 753—755.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-7531.htm

- 753 -

МЕЛОДРА́МА (от греч. μέλος — песня и драма) — 1) В 17—18 вв., а в Италии и поныне — синоним оперы. 2) С сер. 18 в. — муз.-драматич. произведение, в к-ром монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой (напр., лирич. сцена «Пигмалион», 1762, Ж. Ж. Руссо; «Орфей», 1792, Е. И. Фомина, текст Я. Б. Княжнина). 3) С конца 18 в. — жанр литературной драмы, отличающейся динамичной и занимат. интригой, патетическим и гиперболизированным изображением страстей и ярко выраженной морально-дидактич. направленностью. «...Мелодрама, — писал М. Горький, — строится на психологическом примитивизме — на упрощении чувств и взаимоотношений действующих лиц...», и вместе с тем ее авторы «...определенно и ясно подчеркивают свои симпатии и антипатии к тому или иному герою» («Искусство коммуны», 1919, 2 марта, с. 3). Становление и развитие М. связано с эпохой подготовки и осуществления бурж. революций в Европе — конец 18 — сер. 19 вв. В годы, предшествовавшие франц. революции 1789, М. царит в театрах парижских бульваров. Она является как бы сниженным вариантом лит. достижений века Просвещения, рассчитанным на самого «низового», плебейского зрителя.

«Монастырские жертвы» Монвеля (1791).

«Монастырские жертвы» Монвеля (1791).

«Мелодрама». Художник О. Домье.

«Мелодрама». Художник О. Домье.

Особенности содержания М., ее сила и слабость определились спецификой «социального заказа» революц. буржуазии. Большинство М. имело ярко выраженную антифеод. и антиклерик. направленность (напр., пьеса Ж. Монвеля «Монастырские жертвы», 1791), изображало угнетенную невинность, противопоставляя развращенности и коварству высших классов семейные добродетели буржуа и чистую жизнь на лоне природы («Виктор, или Дитя леса», «Селина, или Дитя тайны» Г. де Пиксерекура; «Германштадтский лес, или Ложная супруга», 1806, и «Сорока-воровка, или Служанка из Палезо», 1815, Л. Ш. Кепье). Нравственный идеал большинства М. был ограничен «конторским героизмом» (А. Герцен) и семейными добродетелями буржуа. Тем не менее М. с ее броской антитезой добродетели и порока, с ее четкой социальной направленностью и непременно счастливым концом честно служила делу «воспитания чувств» массового зрителя, пробуждая в нем обществ. активность и уверенность в своих силах. Лит. родословная М. восходит к таким жанрам, как мещанская драма и готический роман. М. постоянно взаимодействует с предромантич. и романтич. драмой: напр., в М. «Робер, атаман разбойников» (1792) Ламартельера многое напоминает «Разбойников» Ф. Шиллера. С др. стороны, следы явного влияния М. носят драмы «Мария Тюдор» и «Рюи Блаз» В. Гюго.

- 754 -

Своеобразное «возрождение» М. происходит в эпоху революц. потрясении 20—40-х гг. 19 в. Напряженные-моральные и социальные конфликты, неистовые и бурные страсти героев отразили психологию «...возбужденных, взволнованных масс, пронизанных заговорщиками эпохи 30—48 годов, бурлящих и живых, как никогда до тех пор» (Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, 1958, с. 217). Франц. М. этой эпохи представлена именами В. Дюканжа («Тридцать лет, или Жизнь игрока», 1827), Ф. Пиа («Два слесаря», «Парижский тряпичник») и др. В это время предельно обнаруживается противоречивая сущность жанра: «...Примиряющий, услаждающий финал в буржуазном духе» (Герцен А. И., Собр. соч., т. 5, 1956, с. 49) неизменно сводит социальный конфликт к частным случаям несправедливости или политич. порока. Неслучайно К. Маркс сурово отзывался о Пиа, в деятельности и произведениях к-рого было немало «...„мелодраматической“ лжи, аппелирующей к сердцу обывателя» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 2, 1957, с. 218). После 1848 М. все больше становится воплощением «мелодраматической лжи», что проявилось, напр., у французов О. Анисе-Буржуа и А. Деннери, а также в англ. М. викторианской эпохи (У. Филлипс, Дж. Симс).

Мелодраматич. ситуации и коллизии наблюдаются у нек-рых совр. зап. драматургов (Ш. О’Кейси, А. Миллер и др.). Одной из своеобразных модификаций мелодраматич. жанра являются нек-рые из «мьюзикал» — распространенный в США и Англии жанр музыкально-драматич. представления, напр. «Вестсайдская история» (1957, текст А. Лоуренса, муз. Л. Бернстайна).

Иные закономерности развития М. наблюдаются в рус. лит-ре 20—40-х гг. 19 в. «Мелодрама в своеобразных русских общественных условиях николаевской эпохи, при всех своих морально-оппозиционных предпосылках, в первую очередь все же дезориентировала зрителя иллюзорностью своих ситуаций и своими мнимыми психологическими и эмоциональными конфликтами» (Державин К., Эпохи Александрийской сцены, 1932, с. 58). Мелодрама Р. Зотова и особенно Н. Полевого, являясь параллелью «нравственно-сатирическим» романам Ф. Булгарина, воплощает дидактически-охранит. тенденции, что имело свои корни в политич. пассивности, бескультурье и сервилизме рус. «третьего сословия». Оппозиц. содержание, характерное для лучших образцов европ. М., в рус. лит-ре 20—40-х гг. оказывается исключит. достоянием прогрес. романтич. драматургии, особенно романтич. драм М. Ю. Лермонтова; напр., «Испанцы» (1830) по своей обществ. коллизии, расстановке характеров и стилю обнаруживают разительную близость к традиции антидворянской и антиклерик. европ. М. нач. 19 в. В 50—90-е гг. рус. М. занимает место на далекой периферии лит. процесса (В. Дьяченко, П. Невежин и др.).

Оживление интереса к М. происходит на заре истории сов. театра. В 1919—22 со страстной теоретич. защитой романтич. М. выступают М. Горький и А. В. Луначарский; они нередко толковали М. гораздо шире исторически сложившихся границ жанра, по существу приравнивая М. к социальной драме романтич. стиля. По словам Луначарского, «...остро взволнованные, навидавшиеся разных видов...» в годы революции народные массы ждали «...театра эффектов, контрастов, широкой позы, звучного слова, напряженной красоты и карикатурного безобразия, театра, упирающегося одним концом в титанический пафос, другим — в бесшабашную буффонаду...» («О театре и драматургии», т. 1, 1958,

- 755 -

с. 218). Сам Луначарский создал неск. М.: «Медвежья свадьба» (по П. Мериме, 1923), героико-революц. М. «Канцлер и слесарь» (1921), психологическую «Яд» (1926). Пафосом героич. современности овеяны мелодраматич. трагедии Л. Лунца «Бертран де Борн» (1923) и «Вне закона» (1923). С сер. 50-х гг. в сов. драматургии вновь наблюдается оживление мелодраматич. тенденций в творчестве отд. драматургов (напр., А. Арбузова, А. Салынского, бр. Тур и др.), о чем то с тревогой, то с похвалой пишет совр. критика.

Лит.: Ла Барт Ф. Г. де, Лит. движение на Западе в первой трети XIX столетия, М., 1914; Луначарский А. В., Какая нам нужна мелодрама?, «Жизнь иск-ва», 1919, № 58; его же, Правильный путь, в его сб.: О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Замотин И. И., Накануне Островского. Рус. драматургия 20—40 гг., Минск, 1923; Волькенштейн В., Драматургия, испр. и доп. изд., М., 1960; Балухатый С. Д., К поэтике мелодрамы, в кн.: Поэтика, в. 3, Л., 1927; Томашевский Б. В., Франц. мелодрама нач. 19 в., там же, в. 2, Л., 1927; Всеволодский-Гернгросс, История рус. театра, т. 2, Л. — М., 1929; Роллан Р., Народный театр, Собр. соч., т. 12, Л., 1932; Державин К., Эпохи Александрийской сцены, М. — Л., 1932; Глумов А. Н., Несколько значений термина мелодрама, в его кн.: Музыка в рус. драматич. театре, М., 1955; Вишневская И., К чему они стремятся, «Театр», 1961, № 11; Дейч А., Драматургия А. В. Луначарского, вступ. ст. к кн.: Луначарский А. В., Пьесы, М., 1963; Богуславский А. О., Диев В. А., Рус. сов. драматургия. 1917—1935, М., 1963, с. 31—37; Brunetiére F., Les époques du théâtre français, 5 éd., P., 1901; Albert M., Les théâtres des boulevards, P., 1902; Stahl E. L., Das englische Theater im XIX Jahrhundert, Münch. — B., 1914; Arnold R., Das deutsche Drama, Münch., 1925.

Е. М. Пульхритудова.