738
МЕКСИКА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра народов Мексики, до 16 в. на языках коренных индейских племен, после — на исп. языке, принесенном сюда исп. завоевателями. Индейские языки не имели фонетич. алфавита, их письменность была иероглифической. Наивысшего расцвета лит-ра достигла у индейцев — майя (3—9 вв.) и ацтеков (14—16 вв.). Исп. конкистадоры, пришедшие в 16 в., разрушив индейскую культуру, уничтожили памятники иероглифич. письма и запретили его использование. Нек-рые произв. лит-ры индейских народов дошли до нас в позднейших записях, сделанных в транскрипции на лат. алфавит или в переводе на исп. язык. Лит-ра индейцев майя была в осн. религ.-космогонич., историч. содержания. Главный из сохранившихся источников — «Чилам-Балам» представляет собой позднейшую компиляцию текстов разного содержания и происхождения. Осн. место в нем занимают пророчества древних жрецов (чиланов). У индейцев майя был развит театр, известны назв. нек-рых пьес, но тексты их не сохранились. От индейцев киче, принадлежавших к большой языковой группе майя, сохранился текст драмы «Рабиналь-Ачи» и историко-мифологич. эпос «Пополь-Вух». Из этой книги, как и из «Летописи какчикелей», лит. памятника соседнего племени из той же группы майя, явствует, что родиной обоих народов, ныне живущих на территории Гватемалы, была Центр. Мексика. «Пополь-Вух» имеет важное историко-худож. значение, это — важнейший памятник древнеиндейской культуры.
Большое развитие у индейцев ацтеков получила ритуальная, героич. поэзия, соответствовавшая теократическому, агрессивному духу их гос-ва. На языке ацтеков — нахуатль существовали также богатая мифология, историч. предания, лирика. Как в памятниках изобразит. иск-ва, так и в поэзии языческое мироощущение ацтеков воплощалось в анимистич. образах природы и животного мира; любимым героем был бог Кетцалькоатль. Поэзия нахуатль характеризуется богатой метафоричностью, религиозной, не всегда понятной нам символикой. Ритм стиха во многом определялся тем, что поэтич.-песенное иск-во не отделилось тогда от танцевально-музыкального. Поэтич. творчество, как и изобразит. иск-во ацтеков, передавало мироощущение коллектива, в к-ром личность еще не выделялась из общества. Поэзия нахуатль — преим. фольклорная. Единств. имя, к-рому легенда приписывает авторство нек-рых стихов, принадлежит одному из представителей королевской династии Нетцахуалькойотль.
Исп. завоевание прекратило существование индейских лит-р. На территории покоренных народов была
739
основана колония Новая Испания; в ней испанцы насильственно вводили свой язык, религию, культуру. Началась новая эра в истории М. л. Первые произв. на исп. яз. были посвящены описанию исп. завоевания. Родоначальником этих описаний явился сам предводитель завоеват. экспедиции Эрнан Кортес (1485—1547); в своих «Письмах» королям Испании (1519—26) он нарисовал картину покорения ацтекской империи. Все произв., посвященные конкисте, прославляли историч. роль завоевателей. В духе безудержной апологетики Кортеса представил историю завоевания Мексики Ф. Лопес де Гомара (1510—60) в книге, озаглавленной по-латыни «Hispania Victrix» («Победившая Испания»). Книга участника экспедиции Кортеса — Берналя Диаса дель Кастильо (1492 или 1498—1568 или 1581) «Подлинная история конкисты Новой Испании» написана автором по собств. воспоминаниям в 1568 и прославляет жестокую солдатскую «доблесть» завоевателей. Являясь важным историч. документом, эта книга отличается несомненными лит. достоинствами, красочностью языка.
В среде католич. священников, прибывших в Новую Испанию для насаждения христианства, были просветители-гуманисты; их усилиями были частично восстановлены история и лит. наследие исчезнувших индейских гос-в. Бернардино де Саагун (1500—90), автор «Всеобщей истории событий в Новой Испании», записал историю, обычаи, фольклор индейцев. Бартоломе де Лас Касас (1474—1566), проведший часть жизни в Мексике, известен как неутомимый защитник попранных прав индейского населения. Ему принадлежит ряд книг, в т. ч. «Кратчайшая история разрушения Индий» (1552). В том же 16 в. появились историч. произв. самих индейцев — потомков аристократич. семейств, написанные на исп. яз. (Эрнандо Альваро Тесосомок, Фернандо де Альва Икстлильхочитль и др.). Историч. повествование было первым и гл. видом прозаич. жанра, существовавшего в течение всего колониального периода (16 — нач. 19 вв.). Все это время М. л. следовала образцам лит-ры метрополии и за нек-рыми исключениями была лишена собств. корней. Из-за запрета исп. властей ввозить из Испании и самим сочинять романы и в силу неразвитости колониального об-ва, в Мексике не существовало собственно худож. прозы. Первый роман появился лишь в 19 в. Большее значение приобрела поэзия. В 16 в. преобладали стихи религ. и эпич. склада, воспевавшие доблесть конкистадоров (т. н. «цикл Кортеса»). Одновременно с этим в Мексике началось развитие устной нар. поэзии, ведущей начало от исп. романсеро, принесенного сюда первыми колонизаторами. Параллельное сосуществование т. н. ученой и народной поэзии, сохранившееся и по сей день, характерно не только для Мексики, но и для др. стран исп. Америки. Первым значит. худож. воплощением жизни страны была поэма «Величие Мексики» (1604) Бернардо де Вальбуэны (1568—1627), уроженца Испании, проведшего часть жизни в Мексике. В красочных описаниях поэт сумел передать дух необыкновенной мекс. природы. Творчество выдающегося драматурга 17 в. Хуана Руиса де Аларкона-и-Мендосы (ок. 1581—1639), уроженца Мексики, целиком относится к истории исп. театра «золотого века».
Поэзия Мексики 17 в. развивалась под сильнейшим влиянием господствовавших в ту пору течений исп. поэзии, т. н. культеранизма и концептизма. Всеобщим кумиром был исп. поэт Л. де Гонгора-и-Арготе (1561—1627), вычурные, изысканные стихи к-рого соответствовали пышности придворной жизни вице-королей, расцвету барокко в архитектуре. Приверженцем гонгоризма был К. де Сигуэнса-и-Гонгора (1645—1700), поэт, ученый — математик и историк. К гонгоризму была отчасти близка и Хуана Инее де ла Крус (1651—95), первая и непревзойденная поэтесса Мексики. Ее проявившаяся в раннем
740
детстве одаренность, универсальная образованность, добровольное заточение в монастырь во имя служения науке и творчеству и гибель во время эпидемии — все это сделало ее имя легендарным. Ее поэтич. творчество разнообразно. Влияние гонгоризма сильнее всего чувствуется в «Первом сне», отмеченном вычурностью, усложненностью. Но даже там, где де ла Крус отдавала дань внешней изысканности, в основе всегда лежала искренность мысли, эмоциональная глубина. Она владела разными поэтич. формами: сонет, десима, романс; писала драмы на религ. и светские темы.
К сер. 18 в. господство культеранизма в поэзии постепенно исчезло. На смену шла новая поэтич. эпоха — классицистическая. Последним выдающимся поэтом Мексики колониальной эпохи был Р. Ландивар (1731—1793), автор поэмы, написанной по-латыни, — «Rusticatio mexicana» («Сельская Мексика»).
К концу века особенное развитие получила вторая, нар. струя в мекс. поэзии. Надвигавшийся кризис колониального строя усиливал в ней критич., сатирич. мотивы. На рубеже 18 и 19 вв. в Новой Испании, как и по всей исп. Америке, началось политич., идеологич. брожение. Повсеместно распространялись идеи независимости, свержения колониального ига Испании, возникновению к-рых способствовало влияние франц. бурж. революции конца 18 в. и Войны за независимость в Сев. Америке. Как в период подготовки, так и в ходе войны против исп. колониального гнета, начавшейся в 1810 и продолжавшейся ок. 15 лет, лит. жизнь была тесно связана с общественной. Поэзия эпохи освободит. войны в основном сохраняла дух классицизма, вдохновляясь патриотич. одами исп. поэта М. Х. Кинтаны (1772—1857). Впервые гражд. мотивы зазвучали в стихах М. Санчес Тагле (1782—1847), Ф. Ортега (1793—1849); наиболее характерной фигурой той эпохи был поэт А. Кинтана Роо (1787—1851), участник войны против исп. колониального гнета, редактор журн. «Semánario Patriótico» («Патриотический еженедельник»), автор знаменитой оды, посвященной дню независимости, — «Шестнадцатое сентября». К ведущим жанрам М. л. этого периода принадлежали публицистика, расцветшая на страницах журналов, защищавших революционно-освободительные идеи, а также историко-философ., мемуарная проза. В этой области особой популярности достиг Хосе Сервандо Тереса де Мьер (1765—1827), участник освободит. войны, человек бурной биографии, выпустивший в Лондоне под псевд. Х. Герра «Историю революции в Новой Испании», а затем «Мемуары» и первый перевод «Аталы» Ф. Р. Шатобриана на исп. яз. Влияние революц. событий на М. л. проявилось в том, что в эту эпоху увидел свет первый мекс. роман; его автором был один из публицистов антиисп. лагеря, основатель журн. «El Pensador mexicano» («Мексиканский мыслитель») Х. Х. Фернандес де Лисарди (1776—1827). Вынужденный из-за преследований прервать публицистич. деятельность, Фернандес де Лисарди взялся за роман и воплотил в нем критику колониального строя, идеалы просветит. философии, за к-рые он боролся на страницах журнала. Этот роман — «Перикильо Сарниенто» (1-я ч., 1816), по своей структуре типично плутовской, восходящий к традиции исп. «picaresca»; сюжетным стержнем являются похождения плута; из них складывается сатирич. картина об-ва. Но т. к. «Перикильо Сарниенто» был одновременно выражением просветит. взглядов автора, то герой его, в отличие от обычно не изменяющегося аморального героя классич. «пикарески», претерпевает эволюцию и к концу романа нравственно очищается. Созданный под прямым воздействием европ. лит-ры, «Перикильо Сарниенто» явился первым подлинно нац. романом. В нем впервые нашла худож. воплощение действительность мекс. об-ва, зазвучал неподдельный нар. язык.
741
Гл. тенденцией лит. развития Мексики после завоевания независимости стало худож. воплощение нац. действительности. В этом процессе большую роль сыграло влияние передовых лит-р Европы, от к-рой Мексика долгое время находилась в искусств. изоляции. Первым лит. течением, получившим развитие после окончания войны за независимость, был романтизм. Сбрасывая оковы классицизма, романтики первыми обратились к изображению родной природы, истории, нац. жизни. Ок. 30-х гг. 19 в. романтизм появился в поэзии и драматургии (Ф. Кальдерон, 1809—45; И. Родригес Гальван, 1816—42). «Вторая волна» романтич. поэзии относится к сер. 19 в.; наиболее яркими ее представителями были М. Акунья (1849—73), автор любовной и патриотич. лирики, и Г. Прието (1818—97), автор патриотич. стихов в нар. духе. С романтизмом сосуществовал в поэзии классицизм; в его традициях продолжали писать поэты М. Карпио (1791—1860), Х. Х. Песадо (1801—61) и др. Хотя в целом поэты-классики были близки духу консервативного испанизма, между ними и романтиками не было строгого водораздела, ни эстетического, ни политического. Пример тому — обществ. деятель, идеолог либерализма И. Рамирес (1818—79), писавший строго классич. стихи. В прозе романтизм возник позже и сразу же приобрел черты костумбризма. Подобное слияние обеих лит. тенденций было закономерно; интерес к особенностям местной жизни, свойственный романтикам, неизбежно придавал их произв. черты бытописательства. Как и в др. странах, в эпоху романтизма зародился жанр историч. романа — «Хиль Гомес-повстанец» (1858) Х. Диаса Коваррубиаса (1837—59), «Дочь еврея» (1848) Х. Сьерра О’Рейли (1814—61), книги В. Ривы Паласио (1832—96).
В 1866 опубл. роман «Астусиа...» Л. Г. Инклана (1816—75) — первое худож. изображение крест. жизни. История приключений группы отважных контрабандистов наполнена живыми деталями нац. жизни той эпохи. Продолжателем чисто костумбристской линии мекс. прозы был Х. Т. де Куэльяр (1830—94), писавший под псевд. Факундо, автор цикла романов «Волшебный фонарь» (т. 1—24, 1871—92). Самым плодовитым романистом был М. Пайно (1810—94), начавший творч. путь в 1845. Гл. его произв. — роман «Бандиты из Рио Фрио» (1889—91), построенный на романтически-авантюрном сюжете.
Как и в годы освободит. борьбы начала века, лит. жизнь Мексики в последующие годы была связана с обществ. жизнью, особенно в конце 50—60-х гг., в период острых социальных битв, обусловленных прогрес. реформами президента Хуареса и затяжной войной против иностр. интервенции. Вместе с И. Рамиресом во главе передовых обществ.-лит. сил в то время стоял И. М. Альтамирано (1834—93), поборник передовых обществ. и эстетич. идей, основатель лит. журн. «Renacimiento» («Возрождение»), боровшегося за духовную эмансипацию нац. лит-ры. Альтамирано, вошедший в историю М. л. как неутомимый оратор и критик-публицист, был также автором двух романов — «Клеменсия» (1869) и «Сарко» (изд. 1901); оба из жизни Мексики эпохи борь-бы с интервенцией, написанные в духе романтизма.
Конец 19 — нач. 20 вв. — период реакц. тридцатилетней диктатуры Порфирио Диаса — ознаменовался новыми тенденциями в развитии М. л. В 90-е гг. Мексика стала колыбелью нового поэтич. течения, захватившего исп.-амер. поэзию вплоть до 20-х гг. 20 в., — т. н. мо-дернизма. Центрами нового движения были журн. «Revista azul» («Голубой журнал») и «Revista moderna» («Современный журнал»). Модернизм был явлением сложным, отражавшим разочарование поэтов в бурж. цивилизации, их скепсис, индивидуализм. Вместе с ним в модернизме проявилась тяга к нац. самобытности, естественности. Под влиянием франц. символизма
742
поэты-модернисты реформировали стихосложение исп. языка, освободив его от устаревшей романтич. риторики. К этому течению примыкали все выдающиеся мекс. поэты тех лет — певец природы М. Х. Отон (1858—1906), скорбный и скептич. созерцатель несовершенного мира М. Гутьеррес Нахера (1859—95), автор темпераментных отточенных стихов С. Диас Мирон (1853—1928), А. Нерво (1870—1919), известный своей любовной лирикой.
В период т. н. порфиризма (диктатуры П. Диаса) проза, хотя и не вполне самостоятельная, достигла определ. худож. зрелости. В романах находят воплощение нек-рые особенности нац. жизни страны. Так, «Бола» Э. Рабасы (1856—1930) повествует об одном из характерных явлений политич. жизни — путчизме. В целом развиваясь в направлении реализма, романы этой эпохи были, однако, довольно далеки от глубокого постижения окружающего мира, оставаясь в большинстве случаев бытописанием лишь нек-рых сторон нац. мекс. жизни: Р. Дельгадо (1853—1914), Х. Лопес Портильо-и-Рохас (1850—1923). На развитие романа тех лет пагубное воздействие оказывала сама политич. атмосфера диктатуры, приверженность высшего об-ва к подражанию европ. моде. Мн. романам этого периода были присущи черты натурализма, получившего в конце 19 в. во всей Лат. Америке широкое распространение благодаря огромной популярности Э. Золя. Сильнее всего натурализм сказался в творчестве видного писателя тех лет Ф. Гамбоа (1864—1939), автора романа «Санта» (1903), мекс. варианта «Нана́» Золя, и пьесы «Месть земли» (1907), обличающей господство латифундизма. Наибольшей социальной остротой отличалось творчество новеллиста А. дель Кампо (1868—1908), писавшего под псевд. Микрос, автора рассказов из жизни мекс. низов, и Э. Фриаса (1870—1925) — автора романа «Томочик» (1892), повествующего о жестоком истребит. походе против индейцев; появление романа всколыхнуло обществ. мнение страны.
Начавшаяся в 1910 мекс. революция положила начало новому периоду в истории Мексики. Затяжная гражд. война, социальные сдвиги, происходившие в послереволюц. Мексике, определили последующее развитие М. л. Родоначальником нового романа стал М. Асуэла (1873—1952), создавший в разгар революция роман «Те, кто внизу» (1916), первое худож. воплощение нар. революц. движения. Трезвый реализм в обрисовке крест. стихии, образ героя-массы, напряженный динамизм действия, осн. на лаконичных, выразительных деталях, — все эти рожденные революц. действительностью новаторские черты романа «Те, кто внизу» сделали его выдающимся произв. мировой революц. лит-ры, стоящим в одном ряду с романом А. Барбюса «Огонь» и ранними произв. сов. лит-ры. Преобладающий мотив большинства соч. Асуэлы — горькая критика послереволюц. действительности страны, обличение новых хозяев жизни, предавших интересы народа. Асуэла — создатель критич. реализма в М. л.; его творчество положило начало лит. течению — т. н. роману о революции и социальному роману, расцвет к-рого относится к концу 20-х — нач. 30-х гг. Романисты этого направления — современники и участники историч. потрясений, внесли в свои книги горячее дыхание недавней революц. бури, непримиримый протест против социальной несправедливости. Их книгам присущи как документальность, так и эпич. пафос; в них почти не было места индивидуальным драмам, психологич. углубленности. Новаторские худож. черты мекс. романа 30-х гг. сближали его с революционной настенной мекс. живописью.
Первым писателем, выступившим вслед за Асуэлой, был М. Л. Гусман (р. 1887), автор романов «Орел и змея» (1928), автобиографич. повествования, в к-ром писатель запечатлел образ легендарного вождя революц.
743
движения Панчо Вильи, и «Тень каудильо» (1929), обличавшего политич. коррупцию правящей верхушки. Другой выдающийся представитель мекс. социального романа — Г. Лопес-и-Фуэнтес (р. 1895), автор романов «Земля» (1932), о крест. движении во главе с Э. Сапатой, «Индеец», изображающего трагич. участь индейского населения, и др. Перу Х. Р. Ромеро (1890—1952) принадлежат романы «Моя лошадь, моя собака, мое ружье», посвященный событиям мекс. революции, «Бесполезная жизнь Пито Переса», совр. плутовской роман, сатирически рисующий пороки провинц. об-ва. В отличие от большинства других романов тех лет, книгам Ромеро присущи мягкий, горький юмор, отсутствие патетики. Мн. романы о революции посвящены подвигам Сев. армии и ее вождя Вильи: книги Р. Муньоса (р. 1899), Нелли Кампобельо (р. 1913), Э. Роблете, М. Гонсалеса. В них воплотились характерные особенности партиз. стихии, присущей крест. революции. В ряде произв. этого периода впервые зазвучали мотивы протеста против сев.-амер. империалистич. политики.
В лит-ре, рожденной мекс. революцией, большое место заняло изображение жизни индейцев. Писатели А. Медис Болио (р. 1884), А. Энестроса (р. 1908), Э. Абреу Гомес (р. 1895) обратились к истории, фольклору, традициям индейских народов. Создатели т. н. индианистского романа — Г. Лопес-и-Фуэнтес, М. Магдалено (р. 1906), М. А. Менендес (р. 1905) раскрыли социальную трагедию совр. индейцев. Индианистское направление в М. л. продолжало развиваться и в след. десятилетия (Р. Посас, Р. Рубин, М. Лира).
Среди романистов революции особое место занимает Х. Мансисидор (1895—1956), первый пролет. писатель Мексики, в своей творч. эволюции сознательно следовавший принципам социалистич. реализма. Рожденный определ. историч. эпохой, роман мекс. революции сошел на нет в 40-е гг. Проблемы обществ. жизни Мексики и ее уродливых явлений были воплощены также в драматургии Р. Усигли (р. 1905), С. Горостиса (р. 1904).
В отличие от прозы, поэзия Мексики того времени была далека от историч. потрясений. В годы революции начался творч. путь крупнейших мекс. лириков — Р. Лопеса Веларде (1888—1921) и Э. Гонсалеса Мартинеса (1871—1952), бросивших вызов эпигонской эстетике модернизма и обратившихся к воплощению глубоких естеств. чувств. Философ-созерцатель, отдавшийся познанию глубинных основ жизни и чуждавшийся социальных проблем, Гонсалес Мартинес создал в конце жизни поэму «Вавилон» (1949), в к-рой передал трагедию совр. человечества перед лицом истребит. войн. В 20-е гг. получила распространение авангардистская поэзия (М. Маплес Арсе). Хотя увлечение нарочитым экспериментаторством было недолгим, сам дух обновления, присущий авангардизму, сказался в творчестве мн. поэтов из группы «Контемпоранео», среди к-рых были Х. Вильяррутия (1903—50), Б. Ортис де Монтельяно (1899—1949), К. Пельисер (р. 1899). Далекие от социальной реальности, эти поэты, обновив стихосложение, передали в своих произв. нац. дух и психологию мексиканцев. Крупнейший поэт совр. поколения — О. Пас (р. 1914), приверженец чистой лирики, посвятивший себя философ. осмыслению мира. Среди создателей социальной революц. поэзии выделяются М. Бустос Сереседо, Э. Уэрта.
Как и в др. странах Лат. Америки, в Мексике был популярен жанр эссе, научно-худож. публицистики. Этот жанр представляют философ Х. Васконселос (1882—1959), автор утопически-мессианских книг «Космическая раса», «Индология», автобиографии «Креольский Улисс», критик А. Рейес (1889—1959), исследователь эстетич. проблем, нац. и мировой лит-ры.
С конца 40-х гг., после нек-рого спада, в мекс. прозе начинается новый расцвет. В романах последних лет
744
трудно наметить общие особенности, но можно сказать о стремлении писателей раскрыть социальную реальность в более глубокой, индивидуальной образно-философ. интерпретации. Преодолевая свойственную лит-ре предшествующего периода стихийность в сочетании с документальностью в изображении действительности, писатели начинают искать собств. худож. концепцию воплощаемой жизни. Роман А. Яньеса (р. 1904) «Перед ливнем» (1947) посвящен жизни глухого провинц. местечка накануне революции. В книге нет единого сюжетного стержня; автор как бы погружает читателя в мир потаенных чувств персонажей, задавленных фанатизмом и догматизмом. Роман «Творчество» (1960) посвящен истории композитора, для к-рого революция открыла новые истоки творчества. Характерная для Мексики система т. н. касикизма (господство местных тиранов) вызвала к жизни роман Х. Рульфо (р. 1919) «Педро Парамо» (1955). Перенеся действие романа в загробный мир и придав ему мрачно-фантастич. колорит, автор т. о. осуждает то мертвящее и уродливое, что существует в мекс. об-ве. В новаторской худож. манере представила извечный конфликт индейцев и белых Росарио Кастельянос («Балун Канан», «Служба у сумерек»). Наиболее известный совр. романист — К. Фуэнтес (р. 1928). Его роман «Наипрозрачнейшая местность» (1958) — первая в М. л. картина обществ. жизни страны в ее историч. эволюции; в романе сатирич. элемент сочетается с лирич. исповедью автора, многоплановость изображения жизни передается с помощью быстрой смены кадров. Роман «Смерть Артемио Круса» (1962) написан в форме внутр. монолога героя; в нем писатель подводит политич. и нравств. итоги мекс. революции. В мекс. прозе всегда большое место занимал жанр рассказа. Выделяются рассказы Х. Рульфо «Долина в пламени» (1953), интеллектуально-фантастич. миниатюры Х. Арреолы («Разные выдумки», «Confabulario»). Наряду с новыми именами в мекс. прозе (Э. Гарро, В. Леньеро, К. Вальдес) появились новые имена и в драматургии (Э. Карбальидо). Последние годы ознаменовались также появлением интересных лит.-критич. работ.
Литературная периодика. Первые печатные органы появились в Мексике в 18 в. — «La Gaceta de México» («Мексиканская газета»), «Diario literario de México» («Мексиканская литературная ежедневная газета»). В период антиисп. войны в нач. 19 в. идея независимости отстаивали «El Despertador americano» («Пробудитель Америки»), «El Ilustrador nacional» («Иллюстрированная национальная газета»), «Semánario patriótico» («Патриотический еженедельник»); последний осн. поэтом А. Кинтана Роо. В этих органах сотрудничало большинство поэтов и публицистов, представлявших лагерь восставших. Первый романист Мексики Х. Х. Фернандес де Лисарди осн. в 1812 журн. «El Pensador mexicano» («Мексиканский мыслитель»). В сер. 19 в. усилиями писателя И. М. Альтамирано были созданы передовые лит.-обществ. издания, среди них — «El Federalista» («Федералист»), публиковавший произв. на нац. темы, «El Siglo XIX» («19 век»). Антагонистом последнего был журн. «La Cruz» («Крест»), орган консервативно-клерик. сил (редактор — поэт Х. Х. Песадо). Самым выдающимся журналом того времени был «Renacimiento» («Возрождение») — трибуна передового направления в М. л., осн. также Альтамирано. В конце века большую роль в развитии нац. культуры и лит-ры сыграли «Revista azul» («Голубой журнал», 1894—96) и «Revista moderna» («Современный журнал», 1898—1903). Эти журналы, являвшиеся рупором поэзии мекс. модернистов, знакомили с мировой лит-рой, в т. ч. с рус. писателями. В них сотрудничали выдающиеся писатели Лат. Америки, благодаря этому они приобрели континентальное значение.
Первый лит. журнал послереволюц. эпохи «México moderno» («Современная Мексика») существовал в 1920—23. Его основателем был поэт Э. Гонсалес Мартинес. Значит. роль сыграл журн. «Contemporáneos» («Современник», 1928—31). Он был центром, объединявшим молодых поэтов авангардистского направления, одновременно журн. уделял большое внимание изучению нац. традиций в иск-ве. Эту линию продолжал журн. «Taller» («Тальер», 1938—41). Журн. «América» («Америка», 1940—57) был органом, вокруг к-рого группировались молодые писатели; там впервые выступили Х. Рульфо, Х. Арреола. Журн. «El Hijo prodigo» («Блудный сын», 1943—46) был трибуной поэтов-сюрреалистов. Самым влиятельным обществ.-лит. журналом, существующим более двух десятилетий, является «Cuadernos americanos» («Американские тетради», с 1942). Защита нац. позиций в политике и культуре, идеи сосуществования Востока и Запада, пропаганда выдающихся
745
явлений в М. л. — таково осн. направление журнала. «La Revista mexicana de literatura» («Мексиканский литературный журнал», с 1955) представляет собой орган лит. критики и эстетики. В Мексике выходил в 1939—57 «Revista iberoamericana» («Ибероамериканский журнал»), орган Междунар. ин-та по изучению ибероамер. лит-ры.
Лит.: Золото, конь и человек. Рассказы мекс. писателей, М., 1961; Мекс. рассказы, М., 1960; Нар. мекс. поэзия, М., 1962; Кельин Ф. В., Лит-ра [Мексики], в кн.: Страны Лат. Америки, М., 1949; Кинжалов Р. В., Книга народа киче, в кн.: Пополь-Вух, М. — Л., 1959; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М. — Л., 1963; Кутейщикова В. Н., Роман Лат. Америки в 20 в., М., 1964 (имеется библ.); Мекс. реалистич. роман XX века, М., 1960; Худож. лит-ра Лат. Америки в рус. печати. 1765—1959. Библиография. [Сост. Л. А. Шур], М., 1960, с. 147—65; Шур Л. А., Худож. лит-ра Лат. Америки в рус. печати. 1960—1964, М., 1966; Arias Campoamor J. F., Novelistas de Méjico, Madrid, 1952; Azuela M., Cien años de novela mexicana, Méx., 1947; Brushwood J. S., The romantic novel in México, Columbia (Miss.), 1954; Brushwood J. S., Rojas Garcidueñas J., Breve historia de la novela mexicana, Méx., 1959; Dauster F., Breve historia de la poesía mexicana, Méx., 1956; Díaz Plaja G. y Monterde F., Historia de la literatura española. Historia de la literatura mexicana, Méx., 1962; Garibay K. A. M., Historia de la literatura nahuatl, p. 1—2, Méx., 1953—54; González M. P., Trayectoria de la novela en México, Méx., 1951; González Peña C., Historia de la literatura mexicana, Méx., 1963; Howland Bustamante S., Historia de la literatura mexicana, Méx., 1961; Jiménez Rueda J., Historia de la literatura mexicana, Méx., 1960; Leal L., Breve historia del cuento mexicano, Méx., 1956—57; Leiva R., Imagen de la poesía mexicana contemporánea, Méx., 1959; Martines J. L., Literatura mexicana. Siglo XX, p. 1, Méx., 1949; его же, Problemas literarias, Méx., 1955; Navarro J., La novela realista mexicana, Méx., 1955; Rand Morton F., Los novelistas de la revolución mexicana, Méx., 1949; Read J. L., The Mexican historical novel, N. Y., 1939; Valadez E., Leal L., La revolución у las letras, Méx., 1960; Valenzuela Rodarte, Historia de la literatura en México, Méx., 1961; Vela A., Fundamentos de la literatura mexicana, Méx., 1953; Warner R. E., Historia de la novela mexicana en el siglo XIX, Méx., 1953.
В. Н. Кутейщикова.