655

МАРСО́ (Marceau), Фелисьен [псевд.; наст. имя — Луи Карет (Carette); p. 16.IX.1913, Кортенберг (Бельгия)] — франц. писатель. Окончил ун-т в Лувене. В годы 2-й мировой войны опубл. декадент. романы «Греховная путаница» («Le péché de complication»), «Изысканный труп» («Cadavre exquis»). Сотрудничал в профашистском радиовещании Брюсселя. В 1944 объявился в Париже, затем в Италии под фамилией Ф. Марсо. Сочинял развлекат. романы: «Шасеней» («Chasseneuil», 1948), «Капри, островок» («Capri, petit île», 1951), «Плоть и кожа» («Chair et cuir», 1951), «Королевский слуга» («L’homme du roi», 1952). В псевдоисторич. драме «Катерина» («Caterina», 1954) исповедует культ касты господ. Выдавая себя за ученика Бальзака (эссе «Бальзак и его мир» — «Balzac et son monde», 1955), он на деле эстетизирует психопатологию «среднего» человека (роман «Порывы сердца» — «Les élans du cœur», 1955). М. обольщает обывателя секретом молниеносного обогащения, проникновения на верхние ступени господств. системы (пьеса «Яйцо» — «L’œuf», пост. 1956, опубл. 1957; комедия «Большой улов» — «La bonne soupe», 1958). Мотивы безобразного и скабрезного сочетаются в его драме о Нероне «Душегуб» («Etouffe-chrétien», 1961). Эпигон авангардистов, М. — духовное детище коллаборационизма.

656

Соч.: Théâtre, [P., 1964]; Casanova ou l’Anti-Don Juan, P., 1954; Bergère légère, P., 1954; Les belles natures, P., [1957]; Les cailloux, [P., 19621.

Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня [М.], 1960; История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963; «Les Lettres françaises», 1952, 16—22 mai, № 357; «Biblio», 1961, avr. № 4, посвящен Марсо).

В. П. Балашов.