647

МАРО́ (Marot), Клеман (1496, Каор, — 10.IX.1544, Турин) — франц. поэт. Сын поэта-риторика Жана Маро, М. начал с подражания господствовавшей во Франции тяжеловесной и вычурной позднеср.-век. поэтич. школе «великих риториков». Вскоре, однако, стали выявляться своеобразные, новаторские черты его дарования. В годы, когда королевская власть еще покровительствовала гуманизму и терпимо относилась к Реформации, М. завоевал успех как придворный поэт сначала на службе у Маргариты Наваррской (с 1518), а затем Франциска I (с 1526). Придворные стихи М. необычно легки и изящны для своего времени. Но распространенное представление о М., как о поэте, примечательном лишь галантными светскими безделушками, ошибочно. М. находился в гуще идеологич. борьбы. Вместе с Ф. Рабле он был наиболее значит. фигурой раннего Возрождения во Франции. Под влиянием Маргариты Наваррской и ее окружения М. проникся сочувствием к движению Реформации, что навлекло на него гонения со стороны католич. властей: его заточали в тюрьму, вынуждали дважды (в 1534 и 1542) покидать родину.

К. Маро

М. был выдающимся сатириком, клеймившим реакц. лагерь (поэма «Ад» — «L’Enfer», 1526; сатирич. послания). Вместе с тем жизнелюбивое по своему духу, гуманистич. мироощущение поэта выходило за рамки протестант. идеологии. Центр. место в худож. наследии М., чрезвычайно приблизившего, по сравнению с творчеством «риториков», франц. поэзию к треволнениям живой жизни, занимают послания. Они многообразны по содержанию и жанровым оттенкам (послания-рассуждения, стихотв. новеллы, басни, сатиры и т. д.), по воплощенным в них настроениям автора. В этих характерных произв. франц. Возрождения с особенным блеском сказалось мастерство М.-рассказчика, его галльское остроумие, чувство худож. меры. М. широко использовал нар. лит. традиции — от песни (в любовной

648

лирике) до фаблио, фарса, соти. В посланиях слышны отзвуки худож. манеры Ф. Вийона (его соч. М. издал в 1533). Поэтич. традиции прошлого М. соединял с новейшими приобретениями светской и гуманистич. культуры (характерно само сочетание у М. старинных жанров, вроде баллады или рондо, с эпиграммой, элегией, посланием; в 1530 М. перевел две книги «Метаморфоз» Овидия). Интерес к итал. петраркизму и к антич. лит-ре начал у М. возрастать между 1534—36, во время первого пребывания в Италии (освоение сонета, переработка Марциала, подражания Вергилию). С сер. 30-х гг. в его творчестве усиливаются патриотич., гражданств. мотивы, обозначаются поиски более крупных форм, в известной мере предвосхищающие будущие завоевания «Плеяды». Переводы псалмов, над к-рыми М. работал с 30-х гг., приобрели популярность среди гугенотов и сыграли важную роль в подготовке грядущего расцвета франц. оды. М., запечатлевший мн. приметы складывающегося нац. франц. характера, оказал воздействие на развитие нац. лит. традиций, на формирование целого ряда повествоват. жанров в поэзии. Влияние М. испытали М. Ренье, В. Вуатюр, Ж. Лафонтен, Вольтер.

Соч.: Œuvres, v. 1—5, éd. G. Guiffrey — J. Plattard, P., 1875—1931; Œuvres complètes, v. 1—3, éd. P. Jannet, p., 1868; Œuvres complètes, v. 1—2, éd. A. Grenier, P., [1921]; Œuvres complètes, [v. 1—3—], éd... C. A. Mayer, L., 1958—64—; в рус. пер., в кн.: Пинус С., Франц. поэты, СПБ, 1914; Блюменфельд В. М., Поэты франц. Возрождения, Л., 1938; Поэты Возрождения, в пер. Ю. Верховского, [М.], 1948; Хрестоматия по заруб. лит-ре. Эпоха Возрождения, т. 1, сост. Б. И. Пуришев, М., 1959.

Лит.: Шишмарев В. Ф., Клеман Маро, П., 1915; его же, Маро — отец и сын, в его кн.: Избр. статьи, М. — Л., 1965; История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 225—32; Villey P., Tableau chronologique des publications de Marot, «Revue du XVI siècle», P., 1920—22; его же, Marot et Rabelais, P., 1923; Guy H., Histoire de la poésie en France au XVI siècle, t. 2, P., 1926; Vianey J., Les Epîtres de Marot, P., 1935; Plattard J., Cl. Marot..., P., 1938; Kinch Ch. E., La poésie satirique de Cl. Marot, P., [1940]; Saulnier V.-L., Les Elégies de Cl. Marot, P., [1952]; Mayer G. A., La religion de Marot, Gen., 1960; его же, Bibliographie des œuvres de Cl. Marot, v. 1—2, Gen., 1954.

Ю. Б. Виппер.