- 644 -
МА́РЛО (Marlowe), Кристофер (6.II.1564, Кентербери, — 30.V.1593, Дептфорд) — англ. поэт и драматург. Ровесник У. Шекспира, М. — самый значит. из его предшественников в лит-ре. Сын сапожника, М. по окончании ун-та в Кембридже получил уче-ную степень бакалавра, затем магистра. Отказавшись от духовной карьеры, в 1587 уехал в Лондон, где стал актером, затем драматургом. Связанный с кружком Ралея, в к-ром принимали участие люди, известные своим вольнодумством, М. принадлежал к т. н. «университетским умам», плеяде драматургов, сочетавших в своем творчестве гуманистич. взгляды и ученость с традициями английского народного театра. Последние годы жизни М. находился под наблюдением полиции, куда поступали доносы о его атеистич. и респ. высказываниях. Был убит в спровоцированной трактирной ссоре.
Портрет работы У. Холла.
Первая трагедия М. «Тамерлан Великий» («Tamburlaine the Great», 1587—88, изд. 1590) — драматизированная
- 645 -
биография вост. завоевателя 14—15 вв. Тимура. Восхищаясь титанической силой героя, М. показывает его необычные и противоречивые чувства; его неслыханная жестокость уживается с рыцарски-возвышенной любовью к Зенократе и верностью друзьям; М. вложил в его уста дерзкие богоборческие тирады.
«Тамерлан Великий» (Лондон, 1590). Титульный лист.
В центре второй пьесы «Трагическая история доктора Фауста» («The tragical history of Doctor Faustus», 1588—1589, изд. 1604) — образ чернокнижника, ученого доктора, о к-ром впервые сообщила нем. нар. книга И. Шписа (1587), известная М. по англ. пер. 1558. Знание для Фауста выше всего, и ради этого он восстает против религии, поэтому данная трагедия — вершина гуманистической драматургии М. с его пафосом богоборчества, хотя знание нужно Фаусту лишь как средство достичь власти и богатства. Титанизм присущ и герою трагедии «Мальтийский еврей» («The Jew of Malta», 1592, изд. 1633). Для ростовщика Варравы путь к власти и господству над миром — деньги. В образе Варравы М. преодолевает статичность своих прежних героев. Обстоятельства превращают гордого богача в коварного и злобного мстителя. Усиливается критическое отношением М. к безудержному индивидуализму и аморализму «сильных» людей. Он отходит от свободной композиции ранних трагедий, вводит интригу, определяемую развитием характера героя. Однако трудно судить о воплощении замысла М., т. к. первоначальный текст 3—5-го актов этой трагедии испорчен. В незаконч. трагедии «Парижская резня» («The massacre at Paris») дерзким и беспринципным честолюбцем обрисован герцог Гиз. В историч. хронике «Эдуард II» («Edward II», 1593, изд. 1594) М. детально разрабатывает характеры, развитие к-рых обусловлено обстоятельствами. Отказываясь от гиперболизации, он лишает своих героев исключительности, приближает их к жизни. Устраняется риторика в языке действ. лиц; впервые детально разработан образ женщины (королева Изабелла). Свободно обращается М. с хроникой Фабиана и Голиншеда — источником трагедии, опуская лишнее и добиваясь композиц. стройности, ему ранее несвойственной. В историч. хронике М., как позднее в хронике Шекспира, обсуждаются актуальные политич. проблемы (фаворитизм при дворе, право на свержение негодного монарха и т. д.). М. был известен как автор лирических и эпических сочинений (незаконч. поэма на мифологический сюжет «Геро и Леандр»).
«Фауст». Изд. 1631. Титульный лист.
Созданная М. трагедия — новый этап в развитии этого жанра. Из нагромождения ужасов и кровавых преступлений она стала средоточием больших обществ. идей. Могучие герои М. подчиняются лишь зову страсти, они бросают вызов богам и людям. М. проложил дорогу Шекспиру и тем, что усовершенствовал язык английской трагедии, отказался от рифмы, расковал пятистопный
- 646 -
белый стих своих предшественников, покончил с традиц. цезурой, сделал не фразу, но целый период единицей выражения поэтич. мысли. М. обогатил язык трагедии интонациями, образностью и фразеологией лирич. поэзии (плач Тамерлана по Зенократе, обращение Фауста к Елене и др.). Нек-рые проблемы и характеры раннего Шекспира подсказаны М. (фигуры Шейлока, Ричарда II, Ричарда III и др.). М. приписывалось соавторство в нек-рых ранних пьесах Шекспира («Генрих VI», «Тит Андроник»).
Соч.: The works..., v. 1—6, L., 1930—33; Plays and poems, L., 1955; в рус. пер. — Соч. Вступ. ст. А. Парфенова, М., 1961; Эдуард Второй. Предисл. А. А. Смирнова, М., 1957; Трагическая история доктора Фауста. Вступ. ст. Л. Пинского, 2 изд., М., 1959.
Лит.: Стороженко Н. И., Предшественники Шекспира..., в его кн.: Очерк истории зап.-европ. лит-ры, М., 1916; Дживелегов А., Влияние культуры Италии на идеологию Марло и Шекспира, «Зап. Гос. ин-та театр. иск-ва», М., 1940; Дживелегов А. и Бояджиев Г., История зап.-европ. театра, М. — Л., 1941; История англ. лит-ры, т. 1, в. 1, М. — Л., 1943; Морозов М. М., Кристофер Марло, в его кн.: Избр. статьи и переводы, М., 1954; Аникст А., История англ. лит-ры, М., 1956; Парфенов А., Кристофер Марло, М., 1964; Овчинникова Ф. Г., Проблема героя в драматургии Марло, «Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена», 1958, т. 158; Bakeless J., Chr. Marlowe. The man and his time, N. Y., 1937; его же, The tragical history of Chr. Marlowe, v. 1—2, Camb., 1942; Boas F., Marlowe and his circle, L., 1931; его же, Chr. Marlowe. A biographical and critical study, Oxf., 1940.
М. А. Нерсесова.