619

МАРИТЕ́Н (Maritain), Жак (р. 18.XI.1882) — франц. философ, эстетик. В работах «Искусство и схоластическая философия» («Art et scolastique», 1920), «Границы поэзии» («Frontières de la poésie», 1935), «Положение поэзии» («Situation de la poésie», 1938, сб., совместно с Р. Маритен), «Творческая интуиция в искусстве и поэзия» («Creative Intuition in Art and Poetry», 1953), «Ответственность художника» («La responsabilité de l’artiste», 1961) М. освещает иск-во в двух планах — «формальном» и «материальном». В первом — иск-во есть предмет разума. Прекрасное доставляет наслаждение именно разуму потому, что воспринимается им как совершенство в пропорции вещей. Отсюда три признака прекрасного: целостность, гармония, яркость и ясность. Вместе с тем высшим критерием истинности красоты, относящейся к области разума, является то, что она не противоречит религ. вере, ибо, по словам М., дух радуется прекрасному, находя в нем самого себя. В «материальном» плане, т. е. в отношениях иск-ва к другим формам сознания и прежде всего морали, искусство представляет собой автономную область, «благо» к-рой само по себе не зависит от моральных целей и социальных интересов художника. Но с др. стороны, художнику, как и всякому человеку, присуща определенная мораль и в этом смысле он является «моральным агентом». Поскольку художник в первую очередь человек, а потом уже художник, то благо иск-ва оказывается косвенно подчиненным моральному началу как «благу» высшего порядка. Отсюда — ответственность художника перед об-вом, критика теории «искусство для искусства». Великие художники — Эсхил, Данте, Сервантес, Шекспир, Достоевский — творили не ради иск-ва, а заботясь о судьбах человечества.

Эстетика М. — одно из выражений неотомизма — философ. направления, пытающегося найти выход из кризиса совр. бурж. сознания на путях реставрации учения «великого схоласта» Фомы Аквинского.

Лит.: Долгов К. М., Социальный смысл эстетич. концепции Жака Маритена, «Вопросы философии», 1963, № 11.

Г. К. Косиков.