- 616 -
МАРИНЕ́ТТИ (Marinetti), Филиппо Томмазо (22.XII.1876, Алессандрия, близ Генуи, — 2.XII.1944,
- 617 -
Белладжо, Италия) — итал. писатель. Создатель и теоретик направления футуризма в европ. лит-ре и иск-ве. Писал на итал. и франц. языках. Начал лит. деятельность как поэт свободного стиха: поэма «Завоевание звезд» («La conquête des étoiles», 1902). В сатирич. пьесе «Король-Кутеж» («Le roi Bombance», 1905) осмеял социалистич. идеалы. В 1905 М. основал журн. «Poesia» («Поэзия»), где печатались модернистские поэты. 20 февр. 1909 М. опубл. в газ. «Фигаро» «Первый манифест футуризма», провозгласивший 11 пунктов его идейно-эстетич. программы. Футуризм М. предстает как идеология империалистич. экспансии, милитаризма в иск-ве, «которое может быть только насилием, жестокостью». Под демагогич. лозунгами освобождения от мертвой культуры прошлого М. проповедовал попрание гуманистич. идеалов, создание «динамической литературы будущего» — «futuro» (отсюда «футуризм»), воспевающей технику, машину вместо человека. М. провозглашал войну «единственной гигиеной мира». В последующих «технических манифестах» (1912—13) М. устанавливает худож.-языковые принципы футуризма: разрушение синтаксиса и грамматики, звукоподражание, использование знаков и символов как зрительных средств письма для передачи «футуристич. чувствований», свобода несвязанных аналогий и образов. В период, предшествовавший 1-й мировой войне, М. ездил с пропагандистскими лекциями (был в России в 1913), создавал футуристич. кружки из националистич. молодежи. Он основал футуристский журн. «Lacerba» (1913). В стихах и прозе М. воспевал итал. колониалистскую экспансию в Африке: «Битва при Триполи» («La bataille de Tripoli», 1911, рус. пер. 1915), роман «Мафарка-футурист» («Mafarka le futuriste», 1910, рус. пер. 1916); итало-турецкую войну — в сб. стихов «Занг-тум-тум» («Zang-tumb-tumb», 1914), где М. дает образцы футуристского монтажа разбросанных печатных строк, математич. и телеграфных знаков. Агитируя за вступление Италии в 1-ю мировую войну, М. участвует в ней добровольцем. С 1919 М. — сподвижник Муссолини, провозглашающий родственность футуризма и фашизма («Futurismo e fascismo», 1924). В годы фашист. диктатуры М. — академик, пред. Союза итал. писателей, но в лит-ре его влияние исчезает; произв. М. 20—30-х гг. — самоповторение.
Соч.: Le futurisme, P., 1910; Les mots en liberté futuristes, Mil., 1919; Il tamburo di fuoco, Mil., [1926]; Teatro, v. 1—3, Roma, [1960]; в рус. пер. — Футуризм, [СПБ, 1914]; Манифесты итальянского футуризма, М., 1914.
Лит.: Луначарский А. В., Футуристы. Сверхскульптор и сверхпоэт, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М., 1965; Altomare L., Incontri con Marinetti e il futurismo, Roma, [1954].
З. М. Потапова.