Михайлов А. Д. Мариво // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 611—612.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-6111.htm

- 611 -

МАРИВО́ (Marivaux), Пьер Карле де Шамблен де (Carlet de Chamblain de: 4.II.1688, Париж, — 12.II.1763, там же) — франц. писатель. Чл. Франц. академии (с 1742). Род. в семье чиновника, детство провел в Риоме и Лиможе. Изучал право. С 1710 жил в Париже, где был принят в светских лит. салонах, во вкусе к-рых написаны его ранние галантно-авантюрные романы «Приключения***, или Удивительные действия симпатии» («Les aventures de***, ou les effets surprenants de la sympathie», v. 1—5, 1713—14) и «Фарзамон...» («Pharsamon, ou les Nouvelles folies romanesques», 1712, изд. 1737). Обильная дань галантным вкусам сочетается в них с пародированием манерности и искусственности прециозной лит-ры.

П. Мариво

Представитель раннего Просвещения, М. примкнул к правому его крылу. Он испытал воздействие идей англ. просветителей с характерным для них духом компромисса между дворянством и буржуазией. Поэтому в творчество М. сильна морально-назидат. тенденция. Подражая Дж. Аддисопу и Р. Стилу, М. изд. журн. «Le Spectateur français» («Французский зритель», 1721—24), «L’indigent philosophe» («Неимущий философ», 1726—27), «Le Cabinet du philosophe» («Кабинет философа», 1734). Сблизившись с Б. Фонтенелем, М. принял участие в «споре о древних и новых авторах»; в бурлескной поэме «Илиада наизнанку» («Iliade travestie», 1716) и пародийном сатирич. романе «Телемак наизнанку» («Le Télémaque travesti», написан 1717, изд. 1736) М. высмеивает сторонников классицизма. Роман «Карета, застрявшая в грязи» («La voiture embourbée», 1714), пародирующий стиль прециозной лит-ры, свидетельствует о решит. повороте М. к реализму. Его вершин М. достиг в 30-е гг., когда создал свои лучшие книги: романы «Жизнь Марианны» («La vie de Marianne», pt. 1—11, 1731—41) и «Крестьянин, вышедший в люди» («Le paysan parvenu», 1734—35). В них сложная внутр. жизнь персонажей, раскрытая с большим психологич. мастерством, показана на широком обществ. фоне. Герои — выходцы из низших классов общества — наделены возвышенными чувствами. Осн. мысль автора: благородство характера выше благородства происхождения. Наряду с А. Р. Лесажем и А. Прево М. явился создателем жанра реалистич. психологического романа во франц. лит-ре, оказав влияние на Ш. де Лакло, а также на английского писателя С. Ричардсона.

«Жизнь Марианны» (Париж, 1947). Фронтиспис М. Сири.

«Жизнь Марианны» (Париж, 1947). Фронтиспис М. Сири.

- 612 -

Начиная с 1720 М. сотрудничал с итал. труппой Л. Рикобони, игравшей в Париже. Как драматург М. сложился под влиянием комедийного театра Мольера, отчасти и трагедии Ж. Расина. Использовал М. и приемы итал. нар. комедии масок. В 20-е гг. он создал серию любовно-психологич. комедий, посвященных превратностям любви: «Сюрприз любви» («La surprise de l’amour», 1723), «Двойное непостоянство» («La double inconstance», 1723), «Игра любви и случая» («Le jeu de l’amour et du hasard», 1730, рус. пер. 1769) и др. В этих пьесах М. добивается психологически тонкого изображения характеров, но почти вовсе отказывается от бытовой и социальной характеристики персонажей. Просветит. идеи и интерес к социальной проблематике отразились в ряде комедий М. 20-х гг., таких, как «Остров невольников» («L’île des esclaves», 1725, рус. пер. 1786), «Остров разума» («L’île de la raison», 1727, рус. пер. 1957) и др. В любовно-психологич. комедиях 30-х гг. — «Торжество любви» («Le triomphe de l’amour» 1732, рус. пер. 1957), «Ложные признания» («Les fausses confidences», 1738, рус. пер. под назв. «Обман в пользу любви», 1827) и др. — М. больше внимания уделяет вопросам морали, социальным характеристикам героев. М. содействовал освобождению франц. драматургии от канонов классицизма, создал новый театр. жанр, внес в драматургию изящество и интимность, известную манерность, легкость и лиризм сюжета, образность языка, многозначность слов и выражений (т. н. мариводаж). М. оказал влияние на развитие франц. драматургии; оно чувствуется и у А. Мюссе, и у Ж. Жироду.

Сцена из спектакля «Игра любви и случая». Театр французской комедии, 1955.

Сцена из спектакля «Игра любви и случая». Театр французской комедии, 1955.

Соч.: Œuvres complètes, v. 1—10, P., 1825—30; Théâtre complet, P., 1955; в рус. пер. — Жизнь Марианны, М., 1762; Комедии, вступ. ст. А. Д. Михайлова, М., 1961.

Лит.: Лессинг Г., Гамбургская драматургия, М. — Л. 1936; История зап.-европ. театра, т. 2, М., 1957; Fleury J., Marivaux et le marivaudage, P., 1881; Larroumet G., Marivaux. Sa vie er ses œuvres, 4 éd., P., 1910; Meyer E., Marivaux, P., 1930; Roy Cl., Lire Marivaux, P., 1947; Arland M., Marivaux, [P., 1950]; Deloffre P., Marivaux et le marivaudage. Etude de langue et de style, P., 1955; Mc Kee Kenneth N., The theater of Marivaux, [N. Y.], 1958; Ratermanis J. B., Etude sur le comique dans le théâtre de Marivaux, Gen. — P., 1961; Deloffre F., Etat présent des études sur Marivaux «Information littéraire», 1964, nov. — déc., № 5.

А. Д. Михайлов.