591

МАНСИ́ЙСКАЯ И ХАНТЫ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РЫ — лит-ры мансей и хантов (прежде вогулов и остяков), близкородственных малых народностей Севера СССР. До Октябрьской революции они вели первобытный кочевой и полукочевой образ жизни и находились на грани вымирания. Возрожденные к жизни Сов. властью, ханты и манси успешно приобщаются к общему процессу развития культуры в СССР. Многовек. устное творчество имеет у хантов и мансей общие черты. Наиболее древний пласт фольклора — мифы о происхождении окружающего мира, о тотемных предках. В мифах главенствует Нуми-торым (верхнее небо, верхний бог), младшему сыну к-рого Мир-суснэ-хуму подчинены на земле все лесные духи. Позже возник героич. эпос — песни, саги, сказания о вооруженных столкновениях родов и о войнах с др. народностями. Героем в них выступает род в целом или, чаще, богатырь (отыр), пользующийся помощью своих тотемов. Большую роль в фольклоре играют произв., посвященные животным, особенно те, к-рые исполняются после удачной охоты на медведя. Социально заостренные сказки направлены против рус. купцов, царских чиновников, попов и против своих князьков, кулаков, шаманов. Многие мансийские сказки объединены образом Эквапырися, к-рый умом и ловкостью побеждает богатеев. Разнообразна по тематике песенная лирика мансей и хантов. Песни после Октября стали своеобразной летописью радостных перемен в жизни народов Севера. Введение отсутствовавшей ранее письменности на нац. языках и издание первых букварей (в 1930 — хантыйского; в 1932 — мансийского), возникновение местной прессы, где печатались молодые авторы, публикация на нац. языках образцов нар. творчества — таковы предпосылки рождения на фольклорной основе худож. лит-ры мансей и хантов. Ростки этой лит-ры появились на страницах журнала Ханты-Мансийского педучилища «Советский Север» и в окружной газ. «Остяко-Вогульская правда» во 2-й пол. 30-х гг. Произведения хантов — Г. Лазарева, К. Посохова, Д. Тебетева, Л. и Г. Вайветкиных и др., мансийской поэтессы М. Вахрушевой, переводы на родной язык русской классики и революционных песен — первые вехи литературы на Обском Севере. Позднее в хантыйскую лит-ру вошли поэты Г. Трифонов и Н. Китаева, в мансийскую — писатель П. Еврин (Чейматов) — автор повести «Два охотника» (1940). В послевоен. годы опубл. автобиографич. повести мансийских авторов М. Вахрушевой «На берегу Малой Юконды» (1949) и М. Казанцева «Рассказ о себе» (1949) — убедит. худож. свидетельства обществ. возрождения северян, а также рассказы из охотничьей жизни хантыйского писателя Г. Лазарева, зоркого наблюдателя природы. Появились сб-ки поэзии и лирич. прозы одного из самых заметных писателей малых народов Севера — манси Ю. Шесталова (в т. ч. поэма «Песня пробуждения», 1963, повесть «Синий ветер каслания», 1964), книги хантыйских поэтов П. Салтыкова (сб. «Сердце поет», 1964) и М. Шульгина (сб. «Медовая Обь», 1962). Первые рассказы опубл. хант Н. Кориков, первые стихи — хант Р. Ругин (сб. «Живая вода», 1963), манси А. Тарханов (сб. «Первая завязь», 1963) и др.

592

Лит.: Patkanov S., Die Irtysch-Ostjaken und ihre Volkspoesie, t. 2, St.-Petersburg, 1900; Чернецов В., Вогульские сказки, Л., 1935; Авдеев И. И., Песни народа манси, Омск, 1936; Мансийские сказки, Л., 1938; Баландин А., Мансийские сказки и песни, Л., 1939; Хантэйская и мансийская поэзия, Омск, 1940; Мы люди Севера, Л., 1949; Север поет, Л., 1961; 30 тал (30 лет. Сб. стихов мансийских, хантыйских и ненецких поэтов), Тюмень, 1961; Северные россыпи, Салехард, 1962; Под северным солнцем, Свердловск, 1965; Патканов С., Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героич. сказаниям, СПБ, 1891; Плотников М. А., Янгал-маа, М. — Л., 1933; Баландин А. Н., Язык мансийской сказки, Л., 1939; Гудков И., Хантэ-мансийские поэты, «Остяко-Вогульская правда», 1938, 3 февр.; Сергеев М., Поэзия народов Обского Севера, «Тюменская правда», 1951, 14 авг.; Куприянова З. Н., Ромбандеева Е. И., Мансийская лирич. песня, «Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та им. Герцена», 1960, т. 167; Чукреев В., Молодость тайги и тундры, «Лит-pa и жизнь», 1962, 11 мая; Писатели Среднего Урала, Свердловск, 1965; Munkácsi B., Vogul népköltési gyüjtemény, köt. 1—4, Bdpst, 1892—96; Pápay J., Osztják Népköltési gyüjtemény, Bdpst — Lpz., 1905; Kanisto A., Wogulische Volksdichtung, Bd 1—6, Hels., 1951—63.

Б. Л. Комановский.