Сильман Т. И., Адмони В. Г. Манн Т. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 584—589.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-5842.htm

- 584 -

МАНН (Mann), Томас (6.VI.1875, Любек, —12.VIII.1955, Цюрих) — немецкий писатель. Брат Генриха Манна. Еще в гимназии М. писал стихи. В Мюнхене, куда переехала его семья, М. был служащим страхового общества. В 1894 опубликовал первый рассказ «Падшая» («Gefallen»). М. посещает лекции в университете, сближается с литературными кругами, работает в редакции сатирического журнала «Simplizissimus».

В 1895—97 живет в Италии. Первая кн. М. — сб. новелл «Маленький господин Фридеман» («Der kleine Herr Friedemann», 1898). Картина человеч. существования, изображенная в книге, уродлива и мрачна; биология, моменты (болезнь, наследственность и т. д.) выступают как проявление неких общественных сил. Широкую известность принес М. первый роман «Будденброки»

- 585 -

(«Buddenbrooks», Bd I—2, 1901) — обширное повествование о судьбе четырех поколений любекского патриц. рода. Роман носит подзаголовок «Упадок одной семьи», и формы этого упадка прослеживаются всесторонне на фоне изображенного с исключительной обстоятельностью уклада жизни Будденброков. Вольнодумца и удачливого коммерсанта старого Якоба сменяет сдержанный, пиетистски настроенный сын Томас, в то время как оба представителя третьего поколения уже так или иначе внутренне надломлены. Томас добивается успеха в качестве главы торг. фирмы, становится любекским сенатором, но достигает этого огромным внутр. напряжением, преодолевая склонность к пессимистич. рефлексии. Младший, Кристиан, слабоволен, наделен многими странностями. Сын Томаса, Ганно, уже совсем не приспособлен к жизни, и смерть настигла его, когда он был подростком. Упадок семьи в романе изображен не натуралистически — имеет своей причиной не влияние среды, наследственности, а общие закономерности, понятые в плане некоей философ. метафизики, источники к-рой — учение А. Шопенгауэра и отчасти Ф. Ницше. Движение бюргерства от здоровой жизни к болезни принимает в «Будденброках» не только отвратительные и смехотворные формы (Кристиан), но приводит и к большей одухотворенности, делает человека художником (Томас, Ганно).

Портрет работы М. Либермана.

Портрет работы М. Либермана.

За биологически-метафизич. проблематикой «Будденброков» скрывалось существенное социальное содержание. Непосредственно здесь выражалось неприятие М., представителем гуманистич. периода в развитии нем. бюргерства, новейших империалистич. тенденций в развитии Германии с их культом грубой силы. Но в более широком плане «Будденброки» говорят об общем закате бурж. общества, наполнены ощущением исчерпанности прежних форм жизни. В романе проявилось своеобразие М. как художника — неторопливость и детализованность описаний, передающих самый процесс постижения действительности, сочетание остро аналитического и иронического начала с эмоциональной теплотой, музыкальность речи. Существенные черты своего стиля в лучших традициях нем. классич. лит-ры сам М. охарактеризовал в статье «Бильзе и я» («Bilse und ich», 1906). В романе заметно влияние нем. реалистов 19 века, сканд. и франц. писателей. Особенно следует отметить влияние, оказанное на М. рус. лит-рой, — как своим худож. реализмом, так и моральной силой (прежде всего Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, отчасти А. П. Чехов). Рус. лит-ре, к-рую М. однажды назвал «святой», он посвятил много внимания в своих критич. статьях.

«Маленький господин Фридеман» (1898) Обложка.

«Маленький господин Фридеман» (1898) Обложка.

В новеллах «Тристан» (1903), «Тонио Крегер» (1903) и др. М. подчеркивает высокую ценность духа по сравнению

- 586 -

с грубой практикой бурж. об-ва, противопоставляя носителей духовного начала, людей иск-ва бурж. индивиду. Отмеченные тонкостью психологич. характеристик, эти новеллы (особенно «Тонио Крегер») принадлежат к лучшим соч. М. Постепенно в его понимании возникает противопоставление иск-ва и духа; так, в драме «Фьоренца» (1906) сталкиваются носитель эстетич. начала Лоренцо Великолепный и могучий представитель аскетизма Савонарола.

«Тонио Крегер» (Берлин, 1921). Илл. Э. Зимона.

«Тонио Крегер» (Берлин, 1921). Илл. Э. Зимона.

В статьях 1910—20-х гг. М. резко выступает против буржуазии, противопоставляя ей народ, понятый абстрактно-романтически. Любимыми героями М. остаются люди необычные, чем-то выделяющиеся из общей массы. Но их облик становится более многообразным. В романе «Королевское высочество» («Königliche Hoheit», 1909, рус. пер. 1910) вместо художника обычному человеку бурж. действительности противостоит принц, а в наброске к «Признаниям авантюриста Феликса Круля» («Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull», 1910) — плут. К проблематике иск-ва М. возвращается в новелле «Смерть в Венеции» («Der Tod in Venedig», 1913, рус. пер. 1915). В трагич. судьбе ее героя, знаменитого писателя, сказывается не только признание глубокой противоречивости иск-ва и наличия в нем опасных тенденций, ведущих к разложению и гибели, но и дается предостережение против этих тенденций; М. стремится сделать свое иск-во иным, чем холодное иск-во героя новеллы писателя Ашенбаха. Совр. капиталистич. действительности М. противопоставляет более ранние этапы развития Германии и великие достижения классич. нем. культуры, эпохе «буржуазии» — эпоху «бюргерства». Противоречивость этой точки зрения, к-рую М. сам называл «духовным консерватизмом», особенно ярко проявилась во время 1-й мировой войны, когда он выступил против писателей, осуждавших войну (в первую очередь против своего брата Генриха М.). Свою позицию, понимаемую им как защиту духовности и культуры против внешней цивилизации, М. выразил в кн. «Размышления аполитичного» («Betrachtungen eines Unpolitischen», 1918). Но постепенно М. убеждается в абсолютной антидуховности и антигуманистичности тех социально-политич. сил, к-рые он поддерживал; пережив глубокий кризис под влиянием историч. событий, М. в нач. 20-х гг. становится на сторону бурж. демократии против усиливающейся милитаристич., фашист. реакции. В эти годы М. посвятил неск. статей творчеству И. В. Гёте и написал кн. «Гёте и Толстой» («Goethe und Tolstoi», 1923), опубл. два небольших произв. идиллич. характера. В 1924 вышел один из самых значит. романов М. «Волшебная гора» («Der Zauberberg»), начатый еще в 1913 и давший в замкнутом абстрагированном виде картину идейной жизни бурж. об-ва в канун мировой войны. Действие романа разыгрывается в высокогорном швейц. санатории, куда случайно попадает и остается на семь лет герой романа молодой инженер Ханс Касторп. Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими различные стороны совр. бурж. сознания, Ханс Касторп

- 587 -

проходит ряд этапов внутр. развития и углубленного постижения мира. В этом смысле «Волшебная гора» — едва ли не лучший философ. роман 20 в. — продолжает традиции нем. воспитат. романа. Этому соответствует и гуманистич. суть мировоззрения, к к-рому в итоге своего развития приходит Ханс Касторп. Неторопливое повествование проникнуто внутр. напряжением, в структуре фразы отражается самый процесс постижения действительности. Особенно характерна для романа его «симфоничность» — своеобразный ритм введения и смены тем, возвращения к намеченным мотивам. Роман сразу же завоевал мировое признание. В 1929 М. присуждена Нобелевская премия.

Во 2-й пол. 20-х гг. М. ведет подготовит. работы к созданию обширного цикла романов на библейскую тему. Он все более активно выступает как критик и публицист, с гуманистич. позиций борясь против возрастающей опасности гитлеризма. Антифашист. идеями проникнута новелла М. «Марио и волшебник» («Mario und dor Zauberer», 1930), как и историч. тетралогия на библейскую тему — «Иосиф и его братья» («Joseph und seine Brüder», 1933—43). В противоположность фашист. культу мифа как антирационального начала в человеч. сознании, в ней показаны реальные корни мифа и его связанность с рациональным познанием человека. Важной темой романа является мысль о необходимости гармонии между отд. человеком и обществом.

С 1933, после захвата власти в Германии нацистами, М. живет в эмиграции в Швейцарии, а с 1938 — в США. Кроме антифашист. статей, он пишет роман об И. В. Гёте: «Лотта в Веймаре» («Lotte in Weimar», 1939), героиней к-рого является состарившаяся Шарлотта Кестнер, некогда послужившая прообразом Лотты в романе «Страдания молодого Вертера». С большой худож. смелостью воссоздает М. неизвестные страницы биографии старого Гёте. В романе показано, как Гёте противостоял шовинистич. силам своего времени. Отрывки из этой книги распространялись антифашистами в нацистской Германии.

М. был одним из основателей антифашист. журн. «Маß und Wert» («Мера и ценность»), изд. в Цюрихе. Во время 2-й мировой войны он выступал с обращениями по радио к нем. народу. В эти годы был завершен том тетралогии об Иосифе: «Иосиф — кормилец» («Joseph, der Ernährer»), в к-ром гуманизм предстает боевым и могучим, способным обуздать силы зла и реакции.

В 1943 М. начинает работу над романом «Доктор Фаустус» («Doktor Faustus», 1947) — самым значит. произв. последнего периода. Это роман о духовных истоках того отсталого и реакционного, что повело к возникновению «дурной Германии», вообще о глубоком кризисе всего капиталистич. мира и его культуры, о нарастании и крахе фашизма. М. недаром говорит о «Докторе Фаустусе» как о «романе конца». В центре романа — жизнь композитора Адриана Леверкюна. В повествовании, к-рое ведется от лица его старого друга — Серенуса Цейтблома, переплетаются два временных плана: развитие нем. действительности в первые десятилетия 20 в., отраженное в жизни и творчестве Адриана, и годы 2-й мировой войны, когда Цейтблом пишет свои воспоминания. Так создается необходимая историч. перспектива для восприятия всей трагич. жизни Адриана, показано усиление реакц. сил в Германии и их неизбежное крушение. В романе намечен и третий план — мрачная атмосфера позднего средневековья, живучесть к-рого также мотивирует и социальные судьбы Германии, ее насыщенность «дьявольским началом», и участь Адриана. Сам Адриан — жертва этого «дьявольского начала», хотя и сопричастен к опаснейшим тенденциям в развитии страны. Судьба Адриана сближена в романе с судьбой Ницше. В результате

- 588 -

случайностей Адриан подпадает под власть маниакальных представлений: ему кажется, что он, как некогда Фауст, заключил договор с дьяволом. Один из ключевых эпизодов в романе — навеянный Ф. М. Достоевским разговор Леверкюна с чертом. Впадая в безумие, он перед катастрофой создает свое самое безысходное, душераздирающее соч. — ораторию «Горестные жалобы доктора Фауста», к-рое он противопоставляет всему высокому и светлому, что было создано человеч. духом, пытаясь «взять обратно Девятую симфонию Бетховена». Огромное худож. мастерство М. ярко сказалось в многоплановости языковой ткани романа; на общем фоне неторопливого повествования в гётевском духе нередко возникает интонация тяжеловесной нем. прозы 16 в., а иногда врывается психологически напряженная манера новейшей лит-ры.

Последние годы жизни М. провел в Швейцарии, в Цюрихе. Кроме критич. и публицистич. статей, речей и новеллы «Обманутая» («Die Betrogene», 1953), он опубл. небольшой роман «Избранный» («Der Erwählte», 1951) на сюжет ср.-век. легенды о «добром грешнике». Роман написан в пародийной манере, сознательно сталкивающей самые разнородные языковые пласты (эта манера намечена уже в романе об Иосифе, а в своем трагич. варианте дана в «Фаустусе»). Несмотря на нарочито «играющий» тон, в романе содержится важная для М. тема вины и искупления, к-рую он неоднократно ставит в это время по отношению к Германии. За год до смерти М. завершает 1-ю ч. начатого еще в 1910 романа «Приключения авантюриста Феликса Круля». Роман, завоевавший широкую популярность, соединяет сюжетную занимательность и множество комедийных ситуаций со свойственной М. глубиной проблематики — как социальной, так и общефилософской. Напоминая плутовскую повесть 16—17 вв., роман рисует полный распад социальных связей в эпоху империализма, потерю человеком всякой социальной устойчивости, даже собственной личности, превращение его в некоего оборотня. Вместе с тем, рисуя образ Круля, М. возвращается к столь близкому ему жанру романа воспитания и намечает своеобразное гуманистич. преображение своего аморального героя.

Большое значение имеет публицистич. деятельность М. в последние годы его жизни. Вместе с другими деятелями культуры Запада он выступает в защиту мира, требует запрещения атомных испытаний, по-прежнему борется против реакции. Для давней приверженности писателя к рус. лит-ре показательно, что одной из последних его крупных статей был «Опыт о Чехове» («Versuch über Tschechow», 1954). В 1955, во время шиллеровских юбилейных торжеств, М. выступает с речами в Лейпциге и Штутгарте. В ГДР ему устраивают триумфальную встречу. 80-летие писателя в июне 1955 (за два месяца до смерти) отмечалось во всем мире.

Худож. наследие М. и теперь стоит в центре мировой лит. жизни. Он — классик романа 20 в., сумевший раздвинуть рамки жанра, насытить его новым содержанием, преобразуя его традиц. формы. В России М. становится широко известен ок. 1910, когда на рус. яз. начали издавать его первое Полное собр. соч. Внимание к творчеству М. нарастает в 30-е гг. В последние десятилетия в СССР М. — один из самых ценимых зап. писателей 20 в. Переводы отд. соч. М. на рус. яз. появились уже в нач. 20 в., а первое Собр. соч. вышло в 30-х гг.

Илл. см. на вклейке к стр. 577—578.

Соч.: Gesammelte Werke (in Einzelausgaben), Bd 1—14, B. — W., 1922—37; Gesammelte Werke, Bd 1—10, В., 1925; Die erzählenden Schriften, Bd 1—3, В., 1928, Stockholmer Gesamtausgabe der Werke, Bd 1—15, Stockh. — Amst. — W. — Fr./M., 1938—58, Gesammelte Werke, Bd 1—12, В., 1955; Briefe, 1889—1936, Fr./M., 1961; Briefe, 1937—1947, В.—Weimar, 1965; Briefe, 1948—1955, Fr./M.; 1965; в рус. пер. — Собр. соч., вступ. ст. Р. Миллер-Булницкой (в т. 1) и В. Адмони (в т. 6). т. 1—6, М., 1934—38; Собр. соч., вступ. ст. Б. Л. Сучкова, т. 1—10, М., 1959—61.

- 589 -

Лит.: Адмони В. Г., Сильман Т. И., Томас Манн. Очерк творчества, Л., 1960; Федоров А. А., Творчество Томаса Манна, М., 1960; Мотылева Т., Над страницами Томаса Манна, «Новый мир», 1962, № 2; Книпович Е., Чувство истории (Томас Манн в сов. критике), «Ин. лит-ра», 1962, № 3; Днепров В., Поворот в мировоззрении Томаса Манна, «Вопр. лит-ры», 1960, № 8; его же, Доктор Фауст XX в., там же, 1962, № 3; его же, Черты романа XX века, М. — Л., 1965; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; Томас Манн. Библиографич. указатель, М., 1956; Eloesser A., Thomas Mann, sein Leben und sein Werk, B., 1925; Havenstein M., Thomas Mann, der Dichter und Schriftsteller, В., 1927; Lukacs G., Thomas Mann, В., 1949; Mayer H., Thomas Mann. Werk und Entwicklung, В., 1950; Thomas Mann zum Gedenken, Potsdam, 1956; Mann E., Das letzte Jahr, Fr./M., 1956; Diersen I., Untersuchungen zu Thomas Mann, [3 Aufl.], В., 1960; Bürgin H., Das Werk Thomas Manns, В., 1959; Weiss W., Th. Mann’s Kunst der sprachlichen und thematischen Integration, Düsseldorf, 1964; Hilscher E., Th. Mann. Leben und Werk, B., 1965; Das Th. Mann-Buch, Fr./M.—Hamb., 1965; Вürgin H. und Mayer H. O., Th. Mann. Eine Chronik seines Lebens, Fr. M., 1965.

Т. И. Сильман, В. Г. Адмони.