Брагинский И. С. Манихейская литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 579—580.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-5791.htm

- 579 -

МАНИХЕ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — фрагменты лит. памятников, в к-рых на различных языках излагается религиозно-этич. система манихейства: первоначально на семитских (арамейском, сирийском, мандейском) и иранских (среднеперс., парфянском, согдийском), позднее на коптском, китайском, тохарском, старотюркско-уйгурском, греч. и латинском. Авторство мн. памятников с достаточным основанием приписывается основоположнику системы — Мани (иначе Манихей, ок. 216/17—276), родившемуся в Юж. Вавилонии (совр. Ирак) в гос-ве Сасанидов (224—651). Он начал свою деятельность в 40-х гг. 3 в. с создания общин своих последователей в Сев.-Зап. Индии, Фарсе и Сузиане (юг Ирана). Манихейство основано на зороастрийской идее извечной борьбы светлого и темного начал — добра и зла, еретически противопоставленной офиц. доктрине зороастрийской церкви и эклектически соединенной с элементами гностицизма, христианства и буддизма. В манихействе значит. место занимала этика, проповедовавшая братство людей и самоотверженное человеколюбие («Где нет любви, все деяния — не совершенны»); отразилась в нем и древняя крест. социальная утопия о царстве всеобщего равенства, существовавшем в прошлом, «золотом веке» человечества.

Зороастрийская и христ. церкви подвергли манихейство жестокой травле. Мани был брошен в темницу и мученически погиб. Манихейцы были преданы гонениям, репрессиям и казням. Но манихейство распространялось, особенно за пределами Ирана — в Ср. Азии, в Зап. Китае (Синьцзян), Палестине, на Балканах, в Египте; с течением времени оно стало наиболее распространенной религией в Согдиане и согдийских колониях в Синьцзяне.

По преданию, Мани оставил 5 или 8 сочинений; из них по отрывкам известны: «Большая благовесть» (Евангелие), «Сокровищница жизни», «Книга гигантов» (переработка библейского апокрифа «Книга Эноха»), «Собрание эпистол» (писем) к своим последователям и манихейским общинам, «Собрание псалмов и молитв», «Шахпуракана» (сб. молитв, составленный Мани для своего покровителя Шахпура I), «Ардаханг» или «Арджанг» — книга худож. миниатюр и комментариев (Мани славился как гениальный живописец, что подтверждается прекрасными миниатюрами древних манихейских рукописей, найденных в Синьцзяне, в районе Турфана), «Кефалайа» (дошла в переводе на коптский язык). Не исключено, что нек-рые из этих книг представляют собой лишь др. название Евангелия Мани. Кроме того, М. л. включает многочисл. фрагменты прозаич. соч. манихейских пастырей (послания, комментарии, полемич. и апологетич. соч., проповеди, биографии Мани и т. п.), поэтич. гимнов и молитв. Большой интерес представляют сохранившиеся в отрывках на парфянском яз. два цикла гимнов: «Хувидагман» («Посчастливилось нам») и «Ангад рошнан» («Богатые существа света»); нек-рые из них, в частности первая песня («Хандам») цикла «Хувидагман» о «Земле Света», дошла в кит. переводе. М. л. бытовала до 8 в. Она включала многочисл. худож. элементы, особенно новеллы-притчи, излюбленные самим Мани и его продолжателями, а также образцы иран. эпоса (в «Книге гигантов») и стихи, соблюдающие силлабич. метры, иногда элементы рифмы, окрашенные в лирич. тона и являвшиеся, возможно, прообразом газели. Память о Мани, его образ художника-чудотворца сохранился в классич. поэзии на фарси; о нем как об «иранском художнике» с почтением писал Хафиз. Это свидетельствует об известном влиянии худож. элементов М. л. на развитие перс. поэзии.

Лит.: Брагинский И., Из истории тадж. нар. поэзии, М., 1956; Бертельс Е. Э., История перс.-тадж. лит-ры, М., 1960; Klima O., Manis Zeit und Leben, Prag, 1962; Boyce M., A catalogue of tbe Iranian manuscripts in Manichean script

- 580 -

in the German Turfan collection, В., 1960; ее же, The Manichaean Hymn-cycles in Parthian, L. — [a. o.], 1954.

И. С. Брагинский.