Груздев А. И. Мамин-Сибиряк // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 560—563.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-5603.htm

- 560 -

МА́МИН-СИБИРЯ́К (псевд.; наст. фамилия — Мамин), Дмитрий Наркисович [25.X(6.XI).1852, Висимо-Шайтанский з-д Верхотурского у. Пермской губ., — 2.(15).XI.1912, Петербург] — рус. писатель. Род. в семье заводского священника. Нач. образование получил в семье и Висимской школе для детей рабочих. Учился в Екатеринбургском духовном училище (1866—68), затем в Пермской духовной семинарии (до 1872). Участвовал в кружке передовых семинаристов, группировавшихся вокруг нелегальной семинарской б-ки; испытал воздействие идей Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Д. И. Писарева. Большое влияние оказала на М.-С. естественнонауч. лит-pa (Ч. Дарвин, К. Фохт, И. Сеченов, К. Тимирязев). В 1872 он поступил в Питерб. медико-хирургич. академию, бывшую в то время одним из центров освободит. движения. Общее стремление передовой молодежи к обществ. деятельности коснулось и М.-С. В 1874 над ним был установлен негласный полицейский надзор. В 1876, не окончив курса в академии, М.-С. поступил на юридич. ф-т Петерб.

Д. Н. Мамин-Сибиряк

- 561 -

ун-та. Весной 1877 из-за материальной необеспеченности и расстроенного здоровья был вынужден оставить ун-т. С 1877 по 1891 жил на Урале, преим. в Екатеринбурге, с 1891 — в Петербурге и Царском Селе. Печататься начал в студенч. годы. Ранние рассказы («Старик», «В горах», «Красная шапка» и др.), а также роман «В водовороте страстей» (авторское назв. — «Виноватые») были опубл. в 1875—77 в мелких петерб. журналах. Первые произв. М.-С. несли на себе печать подражательности. Однако за авантюрными происшествиями и мелодраматич. ситуациями можно было увидеть неподдельный интерес молодого писателя к нар. жизни. По возвращении на Урал М.-С. глубоко изучил его «особый быт», проявив пристальный интерес к жизни рабочих, бурлаков, старателей.

Сцена из спектакля «Приваловские миллионы». Свердловский государственный драматический театр, 1950—51.

Сцена из спектакля «Приваловские миллионы». Свердловский государственный драматический театр, 1950—51.

В большую лит-ру М.-С. вступил в 1882—83 (рассказы «В камнях», «Все мы хлеб едим», очерки «На рубеже Азии», роман «Приваловские миллионы», 1883, очерки «Бойцы» и «Золотуха»). В 1884 в журн. «Отечественные записки» появился роман «Горное гнездо». Эти произв. прочно укрепили за М.-С. репутацию выдающегося писателя-реалиста. Созданный на уральском материале цикл романов — «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Дикое счастье» (1884), «На улице» (1886, отд. изд. под назв. «Бурный поток», 1900), «Три конца» (1890, отд. изд. 1895) — это не только сатирич. летопись бурж. хищничества, но и огромная по своим масштабам эпопея нар. жизни. Рельефностью изображения бурж. быта, знанием нар. жизни, глубиной демократизма романы М.-С. предвосхищали романы М. Горького. Зрелая проза М.-С. — рассказы «В худых душах» (1882), «Первые студенты» (1887), повесть «Братья Гордеевы» (1891) — свидетельствует о том, что мировоззрение и худож. талант писателя складывались под воздействием демократич. философии и революц. движения 60—80-х гг. М.-С. — убежденный демократ и реалист. Его творчество проникнуто любовью к людям труда и ненавистью к господств. классам. В произв. из жизни народа («Бойцы», «Золотуха», романы «Три конца», «Хлеб», 1895) человек-труженик показан как осн. обществ. сила истории, а его труд — как источник материальных и духовных ценностей, как условие морального превосходства народа над господств. сословиями. М.-С. писал о торжестве «творческого духа» уральских мастеровых, об их «широком воображении» и артистич. работе, об их яркой талантливости. Это был большой шаг вперед в изображении рус. рабочего человека. Лучшие произв. М.-С. из нар. жизни собраны в кн. «Уральские рассказы» (т. 1—2, 1888—89, 4 изд.,

- 562 -

т. 1—3, 1905). Поэтизируя простого труженика, М.-С. не скрывал его недостатков, говорил о народе «правду без всяких прикрас».

Подъем обществ. движения в нач. 90-х гг. способствовал появлению таких замечательных книг, как романы «Золото» (1892), «Хлеб», историч. повесть «Охонины брови» (1892). Социальная сатира достигала в них высокого напряжения. Вместе с соч. Л. Н. Толстого, А. П. Чехова они, завершая период критич. реализма, предвещали начало нового этапа в развитии рус. лит-ры.

Установление дружеских связей с либеральными народниками в сер. 90-х гг. оказало отрицат. влияние на М.-С. В цикле рассказов «Около господ» (1900) и нек-рых др. произв. идеализированы патриарх. устои деревенской жизни. Однако писатель вскоре понял ошибочность субъективистских теорий народников и отошел от них. В романах «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899), в рассказе «Мумма» (1907) и др. он выступил против декадентских тенденций, защищая реалистические принципы художественного творчества.

Широкую известность приобрели произв. М.-С. для детей. Его «Аленушкины сказки» (1894—96), «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студеной» (1892), «Серая Шейка» (1893) переведены на мн. языки мира и вошли в фонд классич. дет. лит-ры.

Силам разрушения, связанным с господств. классами, М.-С. противопоставлял силы созидания, связанные с народом. Эти два начала определяют природу конфликта и композиц. структуру его романов, дают постоянные критерии оценки многочисл. действующих лиц. Эпическое по основному тону творчество М.-С. согрето глубоким лирич. чувством, с особой силой проявившимся в произв. из нар. быта и дет. рассказах. Поэтизируя героич. труд народа, М.-С. развивал традиции Н. А. Некрасова; в гневном сатирич. обличении бурж. хищничества он — прямой продолжатель М. Е. Салтыкова-Щедрина. Значит. вклад внес М.-С. в развитие рус. лит. языка. Умело и тонко вводил он в речевую структуру своей прозы нар. поговорки, пословицы, просторечия, добиваясь индивидуализации языка многообразной и пестрой галереи персонажей и достигая значит. мастерства в передаче коренной рус. речи.

Книги М.-С. высоко ценил В. И. Ленин: «В произведениях этого писателя рельефно выступает особый быт Урала, близкий к дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения“, с „добросовестным ребяческим развратом“ „господ“, с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России» (Соч., т. 3, с. 427, прим.). М.-С. вошел в историю рус. лит-ры как выдающийся писатель-реалист, певец героич. труда рус. рабочих, непримиримый обличитель бурж. системы с ее хищнич. законами, безжалостной эксплуатацией рабочего человека.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—12. [Вступ. ст. П. В. Быкова], П., 1915—17; Собр. соч., т. 1—12. [Вступ. ст., ред. и примеч. Е. А. Боголюбова], Свердловск, 1948—51; Собр. соч., т. 1—8. [Вступ. ст. Ф. Гладкова], М., 1953—55; Собр. соч., т. 1—10. [Вступ. ст. Ф. Гладкова, А. Груздева], М., 1958; Худородные. Подгот. текста послесл. и коммент. И. А. Дергачева, Свердловск, 1958.

Лит.: Горький М., [О рассказах Мамина-Сибиряка и Эртеля], в его кн.: Несобранные лит.-критич. статьи, М., 1941; его же, Письмо-приветствие Д. Н. Мамину-Сибиряку, в его кн.: Собр. соч., т. 29, М., 1955; Д. Н. Мамин-Сибиряк, в кн.: Дооктябрьская «Правда» об иск-ве и лит-ре, М., 1937, с. 166—177; Альбов В., Капиталистич. процесс в изображении Мамина-Сибиряка, «Мир божий», 1900, № 1—2; Скабичевский А. М., Д. Н. Мамин, в его кн.: Соч., т. 3, 1903; Боголюбов Е. А., Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка, в. 1—4, Пермь, 1944; Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Сто лет со дня рождения. 1852—1952, Свердловск, 1953; Китайник

- 563 -

М. Г., Д. Н. Мамин-Сибиряк и нар. творчество, Свердловск, 1955; Груздев А., Д. Н. Мамин-Сибиряк. Критико-биографич. очерк, М., 1958; его же, Защита идейных и нравственных принципов шестидесятых годов в «Уральских рассказах» Д. Н. Мамина-Сибиряка, Свердловск, 1960; его же, На пути к реализму, Свердловск, 1963; Д. Н. Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников, Свердловск, 1963; Венгеров С. А., Источники словаря рус. писателей, т. 4, П., 1917; Рус. лит-pa конца XIX — нач. XX в., Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.

А. И. Груздев.