Шариф А. Мамедкулизаде // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 558—559.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-5583.htm

- 558 -

МАМЕДКУЛИЗАДЕ́, Джалил (псевд. — Молла Насреддин; 22.II.1866, Нахичевань-на-Араксе, — 4.I.1932, Баку) — азербайджанский писатель, обществ. деятель, журналист. Окончил горийскую учительскую семинарию (1887). Был учителем в сел. школах. Среди первых произв. М. выделяется повесть «Пропажа осла» (1894, изд. 1936). В 1903 переселился в Тифлис. Сотрудничал в редакции газеты на азерб. языке «Шаркы Рус» («Русский Восток»), где опубликовал новеллу «Почтовый ящик» и др., а также статьи и переводы. После закрытия газеты (1905) М. вел издат. деятельность, участвовал в местной печати на рус. яз. В 1905 напечатал два фельетона(«Обездоленные», «Напутствие») в легальной большевист. газ. «Кавказский рабочий листок». В апр. 1906 основал в Тифлисе сатирич. журн. «Молла Насреддин» (выходил в 1906—31 с небольшими перерывами), в к-ром выступал против угнетения трудового народа, против власти шахов и султанов, религ. фанатизма и невежества, горячо поддерживая пробуждающиеся на Востоке прогрес. силы, приветствуя революц. движение в Иране, Турции и др. странах колониального Востока. В 1920 М. эмигрировал в Иран (г. Тебриз), но через год вернулся по приглашению азерб. Сов. пр-ва. Продолжая руководить журн. «Молла Насреддин», М. вел большую работу по внедрению нового латинизированного алфавита,

Портрет работы Ф. Семёнова.

Портрет работы Ф. Семёнова.

- 559 -

принятого взамен арабского, редактировал первую газету на этом алфавите «Ени йол» («Новый путь»).

Избранные произведения (Москва, 1940). Концовка Ф. Константинова.

Избранные произведения (Москва, 1940). Концовка Ф. Константинова.

М. ввел в азерб. лит-ру нового героя — крестьянина, фанатически религиозного, но доброго и рыцарски благородного, способного на самопожертвование и подвиг: незаконч. цикл «События в селении Данабаш», «Почтовый ящик», «Уста-Зейнал» (1906), «Конституция в Иране» (1906). Суровыми сатирич. красками он рисовал образы самодовольных, тупых и чванливых помещиков, беков, ханов («Курбанали-бек», 1907, «Барашек», 1923, и др.), горячо отстаивал право женщины на независимость и равноправие, выступал против догм ислама (повесть «Пропажа осла», рассказы «Четки хана», «Молла Фазлали», «Жена консула», «Мясник», «Два мужа» и др.). В комедиях «Мертвецы» (1909), одном из сильнейших антирелигиозных произведений дореволюц. азерб. лит-ры, и «Собрание сумасшедших» (1936), в основу к-рой легли наблюдения писателя над жизнью мусульм. духовенства и фанатиков в г. Тебризе, М. подверг уничтожающей критике патриарх.-феод. мир. М. касался проблем нац. самосознания и борьбы против чужеродных культурных влияний («Книга моей матери», 1919), школьного воспитания и нар. просвещения («Школа селения Данабаш», 1921), традиц. дружбы азерб. и арм. народов («Кеманча», 1920).

Наследие М. популярно во всех мусульм. странах. Написанные простым разг. языком, его произв. посвящены животрепещущим вопросам, пронизаны революц.-демократич. мыслью и потому играют большую роль в развитии сатиры в азерб., совр. перс. и тур. лит-рах.

Соч.: Бәлкә дә гајmардылар, Бакы, 1927; Әсәрләри, ч. 1—3, Бакы, 1936—47; Сечилмиш әсәрләри, ч. 1—2, Бакы, 1951—54; Драм вә нәср әсәрләри, Бакы, 1958; Фелјетонлар, мәгаләләр, хатирәләр, мәктубләр, Бакы, 1961; в рус. пер. — Избр. произв., Тифлис, 1936; Избр. соч., Баку, 1940; Избр. соч., М., 1940; Избр. произв., Б., 1950; Почтовый ящик, М., 1966; Избр. произв., т. 1—2, Б., 1966; Уста Зейнал, Б., 1962, Мертвецы, Б., 1964; Авось и возвратят, Б., 1965.

Лит.: Шәриф Ә., Молла Нәсрәддин (Ҹәлил Мәммәдгулу-задә), Бакы, 1946; Ибраһимов М., Бејүк демократ. Молла Нәсрәддин, Бакы, 1957; Шариф А., Жизнь и творчество Джалиля Мамед-Кули-заде, М., 1956 (Дисс.); Мәммәдов М., Ҹәлил Мәммәдгулузадәнин бәдии нәсри, Бакы, 1963; Султанлы Ә., Азәрбајҹан драматурҝиясынын инкишафы тарихиндән, Бакы, 1964; Ибрагимов М., Джалил Мамедкулизаде, М., 1966; Мәммәдли Г., Ҹелил Мәммәдгулузадә, «Азәрбајҹан», 1966, № 1 и 5.

А. Шариф.