553

МАЛЬРО́ (Malraux), Андре (р. 3.XI.1901, Париж) — франц. писатель, искусствовед, политич. деятель. Сын банкира. Окончил нац. школу вост. языков. В качестве археолога ездил в Камбоджу, Китай, араб. страны. В годы нац.-революц. войны исп. народа против исп. и междунар. фашизма (1936—39) М. был организатором и командиром авиац. эскадрильи на службе Республики. Поражение Испании и усиление в Европе фашизма обострило свойственный М. пессимизм ницшеанского толка, и он отошел от борьбы демократич. сил. В 1944 М. в чине полковника командовал бригадой, сражавшейся против гитлеровских оккупантов на франц. земле. С 1945 М. примкнул к Ш. де Голлю и в 1959 стал министром культуры в его пр-ве.

Сюжеты романов М. навеяны революц. подъемом в странах Востока — «Завоеватели» («Les conquérants», 1928), «Королевский путь» («La voie royale», 1930), «Условия человеческого существования» («La condition humaine», 1933), борьбой нем. коммунистов после прихода Гитлера к власти — «Годы презрения» («Le temps du mépris», 1935, рус. пер. 1935), исп. народа

554

против итало-герм. и франкистского фашизма — «Надежда» («L’espoir», 1937, рус. пер. 1939), франц. Сопротивления против нем. оккупантов — «Орешники Альтенбурга» («Les noyers de l’Altenburg», 1943). Романы М. сходны по мрачному колориту, по структуре нескончаемых диалогов, сталкивающихся принципов (чаще всего дисциплины и духа анархии). Герой М., — как правило, личность, наделенная выдающимся умом и волевыми качествами, — изначально одинок, асоциален; единственная возможность для него обрести чувство собственной ценности и достоинства — испытание мужества: террору, пыткам, адской обстановке, где царят страх и смерть, он может противопоставить свою готовность погибнуть, рискуя ради самого риска, в сущности не задумываясь над исходом своей борьбы; в то же время он ищет опоры в нар. массах и революц. партиях. Колебания между крайним индивидуализмом, идеей фатального одиночества человека и стремлением к союзам с прогрес. обществ. движениями — отличит. черта всего мировоззрения М. Идеи и образы М. по смыслу и тональности близки к экзистенциалист. лит-ре.

После 1945 М. пишет только теоретич. соч.: гл. из них — «Психология искусства» («La psychologie de l’art», t. 1—3, 1947—50; доп. изд. под назв. «Голоса молчания» — «Les voix du silence», 1953). На эстетич. концепции М. сказались влияния А. Бергсона, О. Шпенглера, нем. формалистич. искусствознания; в ней звучат отголоски старого романтизма и выражены новейшие тезисы модернизма. Худож. творчеством человек — в аспекте М. — утверждает себя в вечности, возвышаясь до уровня божественного, тогда как бог религии «умер». Для М. характерна также мысль о господстве музея и репродукций над вкусами совр. европейца, превознесение иррациональных начал в иск-ве, отказ от объективных эстетич. критериев.

Соч.: Œuvres complètes, v. 1—5, Gen., [1945]; Le musée imaginaire de la sculpture mondiale, t. 1—3, P., 1952—54; La métamorphose des dieux, P., 1957; La tentation de l’Occident, Lausanne, 1964.

Лит.: Андреев Л. Г., Франц. лит-ра1917—1956, М., 1959; его же, Снова «чистое иск-во», в сб.: О совр. бурж. эстетике, М., 1963; Шкунаева И. Д., Совр. франц. лит-ра, М., 1961, с. 126—30; Picon G., A. Malraux, Р., 1945; Stephane R., Portrait de l’aventurier, P., 1950; Mounier E., L’espoir des désespérés, [P.], 1953; Boisdeffre P. de, A. Malraux, 3 éd., P., 1955; Duthuit G., Le musée inimaginable, v. 1—3, P., [1956]; Fraigneux M., Littérature héroïque, Brux., 1959; Goldmann L., Pour une sociologie du roman, P., 1964.

И. Е. Верцман.