520

МАКИАВЕ́ЛЛИ (Machiavelli), Никколо (3.V.1469, Флоренция, — 22.VI.1527, там же) — итал. писатель, историк, политич. деятель эпохи Возрождения. С 1498, после изгнания Медичи, — секретарь Совета десяти Флорентийской республики, от имени к-рой выполнял разные дипломатич. поручения. С 1512, после возвращения к власти Медичи, был сослан в свое имение Сан-Кашано, где много писал. В 1517 М. стал душой кружка «Сады Ручеллаи». В 1519 на неск. месяцев возвратился к политич. деятельности, но новый заговор против Медичи положил конец его политич. карьере.

Н. Макиавелли

Наиболее значит. политич. соч. М. — трактат «Государь» («Il principe», 1513, изд. 1532, рус. пер. 1869), цель к-рого, по словам А. Грамши, — «привести народ к созданию нового государства». Политич. идеалом М. была умеренно демократич. республика, но ее осуществление в условиях политич. раздробленности Италии М. считал невозможным. Только после нац. объединения страны и изгнания иноземных захватчиков следовало, по его мнению, постепенно переходить к организации республики. Нац. объединение Италии М. связывал с деятельностью сильного государя, к-рый во имя великой цели может, по мысли М., пользоваться любыми средствами — вероломством, обманом, тайным и явным убийством и т. п. Термин «макиавеллизм», возникший позднее, обозначает политику, пренебрегающую законами морали, допускающую убийство, предательство, клятвопреступление. Однако сам М., восхваляя преимущества респ. образа правления, выше всего ставил интересы нации и родины, хотя и не видел другого пути разрыва с феод. прошлым, кроме пути сильной деспотич. власти. К важнейшим политич. соч. М. принадлежат также «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» («Discorsi sopra la prima decadi Tito Livio», 1513—19, рус. пер. 1869) и «История Флоренции» («Istorie florentine», 1521—27, изд. 1532); последнее соч. можно считать и худож. произведением, т. к. живость повествования дополняется в нем яркими портретами историч. фигур, драматизмом в описании событий.

Стихи М. — карнавальные песни, стансы, серенады, сонеты, канцоны, написанные в насмешливом тоне, и его капотоло («О фортуне», «О честолюбии» и др.) — аллегоричны и нравоучительны, излишне прозаичны, хотя в них много ума и наблюдательности. М. принадлежат новеллы «Бельфагор-архидиавол» («Belfagor-archidiavolo»), «Жизнь Катруччо Кастракани из Луки» («Vita di Castruccio Castracani die Lucca»), а также комедии «Андрия» («Andria»), «Клиция» («Clizia»), поражающая Плавту, и лучшая из них «Мандрагора» («Mandragora», рус. пер. 1924). Все три комедии написаны между 1513 и 1520. «Мандрагора» — первая гуманистич.

521

комедия нравов итал. Ренессанса, была началом новой эпохи в итал. лит-ре, в ней появились реальные характеры, она насыщена действием. Худож. творчество М. утверждало реалистич. начало, освобождая человека от пут мистики и фатализма. Большое значение для итал. лит-ры имело соч. М. «Диалог о языке».

Соч.: Tutte le opere, a cura di G. Mazzoni e M. Casella, Firenze, 1929; Opera, ed. M. Bonfantini, Mil.—Napoli, 1954; Opere, v. 1—2, 6—, [Mil.], 1960—61 —; в рус. пер. — Соч., [т. 1, М. — Л., 1934]; Мандрагора, Л. — М., 1958; Мандрагора, в сб.: Комедии итал. Возрождения, М., 1965.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 61, 111; их же, Избр. письма, 2 изд., М., 1953; Маркс К., Выписки из сочинений Макиавелли, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 4, М. — Л., 1929; Максимовский В., Идеи диктатуры у Макиавелли «Историк-марксист», 1929, т. 13; Алексеев А. С., Макиавелли как политич. мыслитель, М., 1880; Чичерин Б., История политич. учений, ч. 1, 2 изд., М., 1903; Грамши А., Избр. произв., пер. с итал., т. 3, 1959, с. 111—29, 160—61; Viliari P., Niccolò Machiavelli e i suoi tempi, 4 ed., v. 1—2, Mil., 1927; Prezzolini G., Machiavelli anticristo, Roma, 1954.

Г. В. Рубцова.