Занд М. И. Макама // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 509—510.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-5093.htm

- 509 -

МАКА́МА (араб. — сходка, собрание, место стояния) — жанр плутовской новеллы в ср.-век. араб., перс.-тадж. и еврейской (на яз. иврит) лит-pax. Герой М. — ловкий и умный плут, жертвами проделок к-рого становятся преим. богачи и вельможи. М. излагались от первого лица. Рассказчик выступал очевидцем действий героя. Сюжет М. — одна или несколько тесно связанных между собой проделок плута. М. писались в стиле садж (по-арабски — голубиное воркование, ритмизированная

- 510 -

проза, оснащенная рифмами), объединялись в циклы («макамат») с единым рассказчиком и единым героем (последнее необязательно). М. возникла в лит-ре на араб. яз. Ее генезис неясен. Судя по этимологии термина, первоначально М. назывались рассказы, излагавшиеся к.-л. рассказчиком перед группой слушателей. Вероятно, они имели юмористич. характер. Как рудимент традиции устного рассказа м. б. истолковано и наличие в М. образа рассказчика. Возникновение М. в письменной лит-ре тесно связано со становлением феод. города.

Первый и наиболее совершенный образец М. — «Собрание макам» («Макамат») Бади аз-Замана аль-Хамадани (969—1007), писавшего по-арабски, но жившего на территории совр. Ирана. Широко известен и другой классич. араб. цикл М. — «Макамат» аль-Харири (1054—1122), отличающийся от цикла Бади аз-Замана в основном гипертрофированной изощренностью садж’а. Блестящим памятником жанра М. в перс.-тадж. лит-ре является «Хамидово собрание макам» («Макамат-и хамиди»), созданное в 1155 кадием (судьей) гор. Балха (Сев. Афганистан) Хамид ад-дином Балхи (ум. 1164). Используя каноны жанра, он, однако, не циклизует свои М. вокруг одного героя. В цикле М. «Ты умудряешь меня» («Тахкмони») Иехуды аль-Харизи (1165—1225), написанном на яз. иврит в араб. Испании, к обязательным компонентам структуры и стиля М. добавляется т. н. «мусивный стиль» (органич. включение в текст множества цитат и оборотов из Библии).

М. — непосредств. предшественница европ. пикарескной прозы. Старейший памятник ее «Жизнь Ласарильо с Тормеса» м. б. интерпретирован как цикл М., в к-ром образ гл. героя контаминировался с образом рассказчика. В араб. лит-ре конца 19 — нач. 20 вв. были попытки возродить жанр М., влив в него новое, злободневное содержание: «Рассказ Исы ибн Хишама» («Хадис Иса ибн Хишам», 1906) Мухаммада аль-Мувайлихи (1858—1930) и др.

Публ.: аль-Харири Абу Мухаммед, Макамат, Бейрут, 1928; Бади аз-Заман аль-Хамадани, Макамат, Бейрут, 1957; Иехуда аль-Харизи, Тахкемони, Тель-Авив, 1952; Хамид ад-дин Балхи, Макамат-и Хамиди, Исфаган, 1960; Die Verwandlungen des Abu Seid von Serug oder die Makamen des Hariri in freier Nachbildung von F. Rückert, 7 Aufl., Stuttg., 1878; в рус. пер. — Крачковский И. Ю., Проповедник. Макама шейха Насы́фа аль-Языджи, «Восток», 1923, № 2.

Лит.: Крымский А. Е., Араб. поэзия в очерках и образцах, М., 1906; Крачковский И. Ю., аль-И́азиджи, Избр. соч., т. 3, М., 1956; Глускина Г. М., Неизд. рукописи сочинения Алхаризи «Тахкемони» в Гос. публичной б-ке в Ленинграде, М., 1960 (XXV Междунар. конгр. востоковедов. Докл. делегации СССР, [в. 193]); Рашковская А. З., Макама Мувейлихи «Хадис Исы ибн Хишама», «Уч. зап. ин-та междунар. отношений», 1963, в. 11; Huart Cl., Les séances d’lbn-Naqiyâ, «Journal Asiatique», 1908, sér. 10, t. 12, № 3; Rescher O., Beiträge zur Maqâmen Literatur, [H.] 4—8, Stambul — [u. a.], 1913—18; Dumas C., Le héros des Maqamat de Hariri Abou-zeïd de Saroudj, Alger, 1917; Абд ан-Нафи Тулаймат, Абталь аль-макамат фи-ль-адаб аль-араби, Багдад, 1960; Мир Хусайн-шах, Ахвали Кази Хамид ад-дин Балхи, «Indo-Iranica», 1961—62, v. 14—15; Ширман Х., ха-Шира ха иврит би-сфарад уви-Прованс, кн. 2, Иерусалим — Тель-Авив, 1960.

М. И. Занд.