471
ЛЬЮ́ИС (Lewis), Синклер (7.II.1885, Сок-Сентр, Миннесота, — 10.I.1951, Рим) — амер. писатель. Сын провинц. врача. Учился в Иельском ун-те. Сотрудничал в провинц. газетах, журналах; работа журналиста сказалась впоследствии на писательской манере Л. Накануне и в годы 1-й мировой войны принимал участие в социалистич. движении. Первые, гл. обр. развлекательные, романы Л.: «Наш мистер Ренн» («Our mister Wrenn», 1914, рус. пер. 1925), «Полет сокола» («The trail of the hawk», 1915, рус. пер. 1925), «Простаки» («The innocents», 1917, рус. пер. 1928), «На вольном воздухе» («Free air», 1919, рус. пер. 1925) и особенно «Работа» («The job», 1917, рус. пер. под назв. «Уна Гольден», 1926) содержат нек-рые приемы, характерные и для его зрелого творчества. Широкое признание в США, затем в Европе приходит к Л. с выходом романа «Главная улица» («Main street», 1920, рус. пер. 1924, 1960), в к-ром показаны отталкивающие стороны провинц. захолустья, как и провинциализм всего амер. образа жизни. Этот роман открыл цикл произв. 20-х гг., составляющих панораму Америки «среднего класса», воссоздающих целый мир амер. мещанства. Сила писателя в сатирич. осмеянии духовного убожества «одноэтажной Америки», религ. шарлатанства, политич. демагогии, торгашеского духа, пронизывающего все поры амер. об-ва. В романе «Бэббит» («Babbitt», 1922, рус. пер. 1926, 1959) Л. вывел классич. тип амер. дельца и мещанина, живущего в городе Зопите, к-рый олицетворяет бездушие «долларовой цивилизации» и «бэббитовский образ жизни». С этим произв. сложился худож. метод Л., в к-ром реалистич. повествование сочетается с сатирич. заострением. Образы Л. мозаичны, сложены из множества деталей, он широко использует приемы пародии и стилизации, комич. монолога, вводит иронич. «клише». В романе «Эроусмит» («Arrowsmith», 1925, рус. пер. 1925, 1956), написанном при участии П. де Крайфа, — положительный «антибэббитовский» герой, талантливый врач и исследователь, к-рый сталкивается со стяжателями в сфере медицины и науки. Этим романом Л. заложил основы той традиции изображения людей науки, к-рая получила развитие у
472
А. Кронина, М. Уилсона и др. В центре романа «Элмер Гентри» («Elmer Gantry», 1927, рус. пер. 1927) — образ «торговца словом божьим», американизированного Тартюфа, невежественного и сластолюбивого пастора. Продолжая традиции Г. Торо, У. Уитмена, Л. верил в демократию джефферсоновско-линкольновского типа, очищенную от расизма, однако не был последователен, порой становился на сторону им же осмеиваемого «бэббитизма». Роман о рабочем движении, над к-рым Л. работал ок. 30 лет, остался незавершенным. Худож. развитие Л. было неровным. В 1926 он опубл. сентиментально-мелодраматич. повесть «Капкан» («Mantrap», рус. пер. 1927), в 1929 — роман «Додсворт» («Dodsworth»), где вывел идеализированный образ автомобильного короля. Выступая в 1930 при вручении ему — первому амер. писателю — Нобелевской премии по лит-ре с речью «Страх американцев перед литературой» («The American fear of literature»), Л. взял под защиту реалистич. иск-во жизненной правды. В 30—40-е гг. сатира Л. обретает политич. направленность. В центре противоречивого в целом романа «Энн Викерс» («Ann Vickers», 1933, рус. пер. 1936), рисующего ужасы амер. тюрем, образ волевой, энергичной американки, вдохновленной идеалом справедливости. В романе «У нас это невозможно» («It can’t happen here», 1935, рус. пер. 1937) Л. прозорливо предсказал деятельность «бэрчистов», «бешеных» и др. амер. «ультра», цель к-рых — фашистская диктатура; однако борьба масс против нацизма показана бледно, а осуждая фашистский террор, Л. не свободен от страха перед опасностью «слева». В эти годы успехи чередуются с идейными срывами и худож. просчетами (романы «Произведение искусства» — «Work of art», 1934; «Бетель Меридей» — «Bethel Merriday», 1940; «Заблудившиеся родители» — «Prodigal parents», 1938).
В период 2-й мировой войны Л. вновь переживает творч. подъем. В романе «Гидеон Плениш» («Gideon Planish», 1943, рус. пер. 1947) Л. рисует карьеру ничтожного «бэббитообразного» политикана, демагога, «филантропа», вооруженного новейшими «научными» методами обмана. В антифашистском сценарии «Буря на Западе» («Storm in the West», 1943, совм. с Д. Шейри) Л. с помощью прозрачной реалистич. аллегории воссоздает историю нацистской агрессии в Европе, осуждает «мюнхенцев» и «изоляционистов», славит грядущую победу объединенных сил антигитлеровской коалиции. Осуждая расизм в романе «Королевская кровь» («Kingsblood royal», 1947, русский пер. «Кингсблад, потомок королей», 1948, 1960), Л. ставит проблему гражд. совести, рисует образ «среднего» американца, ветерана войны, к-рый, столкнувшись с позорной дискриминацией, жертвует своим благополучием и становится борцом за человеческое достоинство.
«Главная улица» (Нью-Йорк, 1946). Фронтиспис М. Лауэнгранд.
В последние годы жизни Л. пережил некоторый творч. спад: романы «Кэсс Тимберлейн» («Cass Timberlane», 1945), «Богоискатель» («Godseeker», 1949), «Мир так широк» («World so wide», 1951). Однако и в них местами звучат резкие ноты антибурж. критики. В 1949 Л. уехал в Италию, где умер. Для амер. бурж. критики характерно
473
представление о Л. как о посредственном художнике, «бескрылом» журналисте, рисующем «карикатуры» на Америку. В СССР и др. социалистич. странах соч. Л. постоянно переиздаются.
Соч.: Selected short stories, N. Y., 1935; A Sinclair Lewis reader, N. Y., 1953; в рус. пер. — Собр. соч., [предисл. Т. Мотылевой], т. 1—9, М., 1965.
Лит.: Мотылева Т., О творчестве Синклера Льюиса, «Ин. лит-ра», 1955, № 4; Гіленсон В., Про реалізм Сінклера Льюїса, «Всесвіт», 1959, № 6; его же, Лит.-критич. взгляды Синклера Льюиса, в сб.: К проблемам критич. реализма в заруб. лит-ре XX в., «Уч. зап. МОПИ», 1962, т. 111, сб. 2; Мендельсон М., Второе рождение Синклера Льюиса, «Звезда», 1964, № 6; Синклер Льюис. Биобиблиографич. указатель, М., 1959; Lewis G. H., With love from Gracie; S. Lewis 1912—1925, Toronto, 1955; Parrington V. L., Sinclair Lewis, our own Diogenes, Seattle, 1927; Feinberg L., Sinclair Lewis as a satirist, Urbana, 1946; Schorer M., Sinclair Lewis. An American life, N. Y., 1961; Sinclair Lewis. A collection of critical essays. Ed by M. Schorer, Englewood Cliffs (N. J.), 1962; Grebstein S., Sinclair Lewis, N. Y., 1962; Edener W., Die Religionskritik in den Romanen von Sinclair Lewis, Hdlb., 1963; Sheean V., Dorothy and Red, Boston, 1963.
Б. А. Гиленсон.