447

ЛУКРЕ́ЦИЙ, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus; гг. рожд. и смерти неизв.) — рим. поэт-философ 1 в. до н. э. Самые ранние биографич. данные о Л. относятся к 4 в. н. э., но не могут считаться достоверными. Поэма Л. «О природе вещей» («De rerum natura») содержит проповедь материалистич. учения греч. философа Эпикура (4—3 вв. до н. э.), но Л. излагает гл. обр. его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Поэма Л. состоит из 6 книг; в кн. 1-й и 2-й излагается атомистич. теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема кн. 3-й — учение о душе; кн. 4-й — учение о человеке и чувственных восприятиях; кн. 5-й — космогония и история культуры; кн. 6-я проникнута мыслью о том, что объяснение явлений природы уничтожает суеверные страхи. Заканчивается поэма описанием повального мора в Афинах во время Пелопоннесской войны. Этот конец замыкает всю поэму, начинающуюся прославлением Венеры как творческой и животворящей силы природы. Избрав для своего философ. соч. стихотв. форму, Л. оживил и сделал более убедительным учение Эпикура; так, доказывая, что боги не участвуют в человеч. делах, Л. не довольствуется сухими доводами Эпикура, но облекает их в такие стихи:

Ибо все боги должны по природе своей непременно
Жизнью бессмертной всегда наслаждаться в полнейшем покое;
Чуждые наших забот, далеки от опасностей всяких,
Всем обладают они и ни в чем не нуждаются нашем,
Благодеяния им ни к чему, да и гнев неизвестен.

(Пер. Ф. А. Петровского).

О своем методе изложения философии Эпикура Л. говорит в кн. 1-й и в начале кн. 4-й:

...учу я великому знанью, стараясь
Дух человека извлечь из тесных тенёт суеверий,
А, во-вторых, излагаю туманный предмет совершенно
Ясным стихом, усладив его Муз обаянием всюду.

Действительно, в чисто философ. научных частях поэмы язык Л. всегда предельно ясен и точен. Хотя и верный во всем учению Эпикура (начало кн. 5-й), Л., однако, не следует в своей поэме его проповеди бесстрастной безмятежности — язык Л. как поэта отличается пылом и страстностью. Глубокая уверенность Л. в истине излагаемого им учения, непревзойденный его талант и мастерство сделали поэму великим памятником мировой лит-ры и в то же время ценнейшим вкладом в материалистич. философию.

Соч.: De rerum natura, Lipsiae, 1959; О природе вещей (лат. текст и рус. пер.), [т.] 1—2, М. — Л., 1945—47; О природе вещей. Вступ. ст. Ф. А. Петровского, М., 1958.

Лит.: Gordon C. A., A bibliography of Lucretius, L., 1962 (перечень изданий и переводов).

Ф. А. Петровский.