442

ЛУ́КАЧ (Lukács), Дьёрдь (р. 13.IV.1885, Будапешт) — венг. литературовед, философ, эстетик. Лауреат премий Кошута (1948, 1955). Пишет на венг. и нем. яз. Род. в семье директора гос. банка. Изучал право и философию в Будапеште и Берлине. В первых соч. о лит-ре: «История развития современной драмы» («A modern dráma fejlődésének történeté», 1911), сб. «Эстетическая культура» («Esztétikai kultura», 1912), «Теория романа» («A regenyek elmélete», 1917) Л. выступает как последователь идеалистич. эстетики; поиски разрешения противоречий бурж. об-ва привели Л. к марксизму. Уже в это время он, по свидетельству Т. Манна, становится одним из выдающихся лит. критиков Европы. В годы 1-й мировой войны Л. принимал участие в работе нелегальных марксист. групп. В 1918 вступил в Венг. коммунистич. партию и был избран в ее ЦК; в сов. пр-ве Венгрии занимал пост нар. комиссара по просвещению; в последних боях против интервентов был комиссаром дивизии. В 1920 В. И. Ленин в статье «Коммунизм» подверг критике политич. ошибки Л. (см. Соч., т. 31, с. 142). После контрреволюц. переворота Л. эмигрировал в Австрию, затем в Германию. Выполняя задания Коминтерна, не раз приезжал в Венгрию и был дважды приговорен воен. судом Хорти к повешению.

С 1933 по 1945 Л. жил в Москве, был науч. сотрудником Ин-та философии АН СССР. В Сов. Союзе написал статьи об эстетич. взглядах К. Маркса и Ф. Энгельса, о классич. и совр. лит-ре, обширные исследования «Исторический роман» (1937), «К истории реализма» (1939), «Гёте» (1939), «Ответственность писателей» («Irástudók felelőssége», 1944), «Немецкая литература в эпоху империализма» («Deutsche Literatur im Zeitalter des Imperialismus», 1945), к-рые переведены на мн. европ. языки. В работах этих лет Л. выступал против формалистич. теории «иск-во для иск-ва» и против вульгарно-социологич. трактовки марксизма; недостаток этих работ — нек-рый схематизм концепции. В 1945 Л. вернулся на родину, был избран в Венг. АН, стал проф. Будапештского ун-та. В 1956, во время мятежа, войдя в пр-во, возглавляемое И. Надем, голосовал против контрреволюц. предложения последнего о выходе Венгрии из союза стран Варшавского пакта. После самороспуска Венг. компартии Л. не вступил во вновь организованную ВСРП; этот политич. шаг подвергся резкой критике в венг. печати как проявление ревизионизма. С др. стороны, апологеты модернист. иск-ва обвиняют Л. в догматизме за его верность реалистич. принципам. Л. — автор фундамент. исследований: «Разрушение разума» («Die Zerstörung der Vernunft», 1954) и «Эстетика» («Ästhetik», 2 чч., 1963). В первом труде Л. освещает процесс усиления в бурж. философ. мышлении иррационализма, подготовившего фашист. идеологию. Второй труд посвящен худож. отражению действительности в иск-ве и связанной с этим эстетич. проблематике. Л. ведет активную научно-лит. деятельность, отстаивая в своих выступлениях принципы реализма и классич. традиций худож. культуры.

Соч.: Lélek és formák, Bdpst, 1910; нем. изд. 1911; Die Theorie des Romans, В., 1920; Fortschritt und Reaktion in der

443

deutschen Literatur, В., 1947; Beiträge zur Geschichte der Ästhetik, В., 1956; Skizze einer Geschichte der neueren deutschen Literatur, В., 1955; Das Besondere als zentrale Kategorie der Ästhetik, «Deutsche Zeitschrift für Philosophie», 1956, Jg. 4, № 2; Wider den missverstandenen Realismus, Hamb., 1958; Ästhetik, [Bd] 1, Die Eigenart des Ästhetischen, Hlbd 1—2, В., 1963; в рус. пер. — Ницше как предшественник фашистской эстетики, «Лит. критик», 1934, № 12; Проблемы теории романа, там же, 1935, № 2, 3; Совр. буржуазно-демократич. гуманизм и историч. роман, там же, 1938, № 8, 12; Лит. теории XIX в. и марксизм, М., 1937; К истории реализма (статьи 1934—36), М., 1939.

Лит.: G. Lukacs. Zum siebzigsten Geburtstag, В., 1955; G. Lukács und der Revisionismus. Eine Sammlung von Aufsätzen, B., 1960; A magyar irodalom története, 6 köt., Bdpst, 1966, 113—460.

И. А. Сац.