426
ЛОРДКИПАНИ́ДЗЕ, Нико (Николай Мерабович) (17.IX.1880, сел. Чуне, ныне Кутаисского р-на, — 25.V.1944, Тбилиси) — груз. сов. писатель. Род. в дворянской семье. Учился в Кутаисской и во Владикавказской гимназиях, затем в Харьковском ун-те, откуда исключен за участие в студенческих демонстрациях 1900 и 1902. Учился в Австрии и Германии. Окончил Горную академию в г. Леобене. В 1907 вернулся в Грузию. Начал печататься в 1902. Преподавал нем. яз. в тбилисских гимназиях и реальном уч-ще, в вузе. В 1921—24 — пред. Союза работников искусств; до 1939 — член президиума Правления СП Грузии.
427
Мировоззрение Л. как художника складывалось в революц. годы. Л. создал произв. большого социального звучания, к-рые до сих пор пленяют своей худож. глубиной и острой постановкой социальных вопросов. Достаточно назвать блестящий рассказ «Трагедия без героя» («Трагедиа угмирод», 1922) и дореволюц. рассказ «Продается Грузия» («Сакартвело икидеба», 1910). Рассказы и повести Л. выделяются мастерской обрисовкой характеров, передачей истинного духа эпохи: «Грозный властелин» («Мрисхане батони», 1912), «Рыцари» («Раиндеби», 1912), или же «Лихолетье» («Жамта сиаве», 1914—19). В этих произв. писатель показал развращенность нравов феод. аристократии.
Л.-художник развивал жанры повести, рассказа и эскиза. Замечательные новеллы Л. из жизни дореволюц. груз. деревни «Женщина в платке» («Тавсаприани дедакаци», 1925), «Старики» («Бебреби», 1920), «Феодалы» («Феодалеби», 1926) и др. принесли ему всеобщее признание. В серии новелл «Разрушенные гнезда» («Дангреули будееби», 1916) Л. нарисовал жизнь дворянства, находящегося на пути к вырождению.
«Избранное» (Москва, 1951). Илл. М. Чураковой.
Революцию писатель встретил горячо. Особый интерес представляют его большая историко-революц. повесть «С тропинок на рельсы» («Биликебидан лиандагзе», 1928), в которой воспроизведена борьба груз. народа за свободу, показаны эпизоды революции 1905—1907, а также оптимистич. повесть «Скульптор» («Мокандаке», 1936). Творчество Л., проникнутое гуманизмом, входит в сокровищницу грузинской классич. лит-ры. Человеколюбие писателя, стремление ко всему доброму и светлому наложили отпечаток почти на каждое его произв. Замечателен Л. как мастер худож. слова, тщательно отработанного, всегда рафинированного стиля.
Соч.: ლორთქიფანიძე ნ., თხზულებანი წ. 1—2, ქუთაისი, 1924—37; ბილიკებიდან ლიანდაგზე თბ., 1934; დანგრეული ბუდეები, რაინდები, მრისხანე ბატონი, თბ., 1933; იმერი, ჟამთა სიავე და სხვ., თბ., 1934; თხზულებანი, თბ., 1946; რჩეული თხზულებანი, ტ. 1—2, თბ., 1950—53, თხზულებათა სრული კრებული ტ. 1—2, თბ., 1958—59 (დ. ბენაშვილის წინასიტყვაობით).
В рус. пер. — С тропинок на рельсы. [Предисл. Г. Тавзарашвили], М. — Л., 1930; Лихолетье, М., 1933; Так было. [Предисл. Ш. Радиани], Тифлис, 1934; Ради очага, Тб., 1940; Рассказы. [Предисл. Б. Жгенти], Тб., 1944; Избранное. Вступ. ст. Е. Лундберга, Тб., 1948; Избранное, М., 1951; Избранное. Послесл. Е. Лундберга, М., 1956; Грозный властелин. Послесл. Г. Натрошвили, Тб., 1958.
Лит.: Жгенти В. Д., Нико Лордкипанидзе, Тб., 1958; Ениколопов И. К., «Дидубийский пантеон», Тб., 1957; Ленобль Г., Неисторические повести, «Дружба народов», 1958, № 5.
აფხაიძე შ., კრიტიკული წერილები, თბ., 1959; შენგელია დ., წერილები, თბ., 1955; გ-ლი, ნ. ლორთქიფანიძის მრისხანე ბატობი, „მნათობი“, 1928, № 2; ჟღენტი ბ., თანამედროვე ქართული მწერლობა წ. 1 თბ., 1949; ჭილაია ს., მეოცე საუკუნის ქართული მწერლობა, ნაწ. II, თბ., 1956; კანკავა გ., ნ. ლორთქიფანიძე, „მნათობი“, 1959, № 1.
М. Р. Гветадзе.