- 319 -
«ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ КРИ́ТИК» — рус. сов. ежемесячный журнал. Начал выходить в июне 1933. Ответств. ред. — П. Ф. Юдин, затем М. М. Розенталь. Осн. отделы: теория и история лит-ры, критика, обзоры и библиография, сатира и юмор, хроника; периодически появлялись рубрики: «Дневник критика», «Критика критиков», «Трибуна», «Фольклор», «Язык и литература». С 1936 при журнале выходил двухнедельник «Литературное обозрение». «Л. к.» возник в период острой критики рапповской методологии (см. РАПП). Осн. задачи, к-рые ставил перед собой «Л. к.»: создание социалистич. и освоение классич. эстетики, осмысление сов. лит-ры, как новой лит-ры мира, повышение философско-эстетич. уровня критики, сплочение критиков, разобщенных групповой борьбой 20-х гг. В «Л. к.» сотрудничали литературоведы и критики: В. Александров, И. Альтман, И. Верцман, А. Габор, В. Гоффеншефер, В. Гриб, А. Дерман, В. Емельянов, И. Кашкин, А. Лаврецкий, Ф. Левин, М. Лифшиц, Г. Лукач, А. Македонов, А. Платонов, А. Роскин, И. Сац, И. Сергиевский, Е. Усиевич, Я. Фрид, Н. Четунова, Ю. Юзовский и др. В нем было опубликовано 7 статей А. Луначарского.
Журнал принял активное участие в творч. работе, предшествующей 1-му съезду сов. писателей. Отстаивая по существу принцип «реальной критики», «Л. к.» противопоставил его абстрактно идеологич. критериям и узко формальному анализу. В дискуссии 1933—34 о методе и мировоззрении он подверг критике рапповский лозунг «диалектико-материалистич. творческого метода». Дискуссия, однако, носила абстрактный характер и подсказывала необходимость теоретич. освоения опыта мировой лит-ры. В 1935—39 на страницах «Л. к.» ведется борьба с вульгарным социологизмом, интенсивно исследуется история лит-ры и эстетики. Изучается теория и история жанров (дискуссия о романе, статьи Г. Лукача об историч. романе, В. Гоффеншефера о судьбах новеллы). Усиливается внимание к истории эстетич. учений: в конце 1934 были опубл. главы из первого науч. перевода «Эстетики» Г. Гегеля, материалы о взглядах классиков марксизма на иск-во. К этим материалам примыкали статьи В. Гриба о Бальзаке, Л. Спокойного о Канте, Л. Германа об эстетике А. Бергсона, И. Альтмана о драматургич. принципах Аристотеля и т. д. В статьях о Белинском, Чернышевском, Добролюбове намечался новый подход к нац. традиции и разъяснялись основы «реальной критики».
В журнале систематически освещались вопросы сов. лит-ры. С сер. 30-х гг. он настойчиво борется за интеллектуального героя, против поверхностного и легковесного оптимизма, иллюстративности. «Л. к.» участвовал в дискуссии о пьесе В. Гусева «Слава», в спорах о политич. поэзии (ст. Е. Усиевич, 1937), в защите писателя
- 320 -
А. Платонова от проработочной критики (ст. «О хороших рассказах и редакторской рутине», 1936; «Порочная критика», 1937). Журнал первым напечатал ст. о «Танкере „Дербенте“» Ю. Крымова, «Мужестве» В. Кетлинской, «Степане Кольчугине» В. Гроссмана, неизменно поддерживал М. Шолохова в полемике вокруг «Тихого Дона». Однако в нем слабо изучались закономерности развития сов. лит-ры, допускались неверные оценки отдельных произведений советских писателей, публиковались проработочные статьи о группировках 20-х гг., что было свойственно лит. полемике тех лет.
В теории и методологии в конце 30-х гг. «Л. к.» продолжал борьбу с вульгарной социологией, дискутировал проблемы метода и мировоззрения (было обращено особое внимание на реакц. политич. взгляды нек-рых великих реалистов), вопросы, связанные с неравномерностью развития иск-ва (противоречивый характер бурж. прогресса и его отражение в домарксистских идеологиях). Этот круг проблем явился темой дискуссии, развернувшейся в 1939—40 на страницах «Лит. газеты» вокруг кн. Г. Лукача «К истории реализма» и ряда журнальных статей. Отметив ряд неточных положений в работах авторов «Л. к.», дискуссия в своей осн. части свелась, однако, к схоластич. спору о том, «вопреки» или «благодаря» мировоззрению были созданы шедевры мировой лит-ры; она изобиловала проработочными суждениями о «Л. к.», характерными для атмосферы культа личности. В ходе дискуссии на страницах «Лит. газеты» и «Красной нови» появились разгромные статьи (1939—40) о «вредных взглядах» «Л. к.», что противоречило положит. оценке журнала, данной активом СП в 1939 (см. «Литературная газета», 26 апр., 1939).
В 1940 постановлением ЦК ВКП(б) «О литературной критике и библиографии» журнал был закрыт на № 11—12 со ссылкой на его обособленность от писателей и лит-ры.
Лит.: О лит. критике и библиографии. Постановление ЦК ВКП(б), «Партийное строительство», 1940, № 22; Ермилов В., О вредных взглядах «Лит. критика», «Лит. газета», 1939, 10 сент.; Стеценко А. [В. Александров], О приемах полемики и о споре по существу, «Лит. критик», 1940, кн. 2; О вредных взглядах «Лит. критика», «Кр. новь», 1940, № 4; От редакции, «Лит. критик», 1940, кн. 5, 6.
Г. А. Белая.