Брудный Д. Л. Литературные кружки // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 4: Лакшин — Мураново. — 1967. — С. 306—309.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-3061.htm

- 306 -

ЛИТЕРАТУ́РНЫЕ КРУЖКИ́ — творч. объединения литераторов на почве единства взглядов, интересов, направлений и т. д. К Л. к. относятся также разл. лит. салоны и «вечера» (напр., «Субботы» С. Т. Аксакова, «Среды» Вяч. Иванова, «Понедельники» Сент-Бёва).

Возникновение Л. к. в Европе относится к т. н. «золотому веку» рим. культуры (1 в. до н. э.). В кружке Гая Цильния Мецената принимали участие Вергилий, Гораций, Проперций. Более независимое положение занимал оппозиц. кружок оратора Мессалы Корвина,

- 307 -

куда входили Тибулл и Овидий. Известен также кружок, возглавляемый поэтом и политич. деятелем Асинием Поллионом. В эпоху средневековья подобием Л. к. была «Академия Карла Великого» (конец 8 в.), собравшая с целью возрождения лат. поэзии ученых и поэтов из мн. стран (Алкуин, Павел Диакон, Ангильберт и др.). В 12—13 вв. при дворах крупных феодалов складывались светские кружки-салоны, с к-рыми связан расцвет рыцарской поэзии. Вдохновителями их были обычно влиятельные дамы, вокруг к-рых группировались певцы и поэты. В эпоху позднего средневековья в Германии в 14—15 вв. образуются певческие «школы» (или «братства»), членами к-рых были цеховые ремесленники-мейстерзингеры. В эпоху итал. Возрождения во Флоренции 15 в. при дворе Л. Медичи собирались поэты, философы, художники, объединенные не столько единой эстетич. платформой, сколько культом античности и гедонизмом. Во Франции одним из крупных гуманистич. и лит. центров явился кружок Маргариты Наваррской (16 в.), в к-ром принимали участие поэты К. Маро, Б. Деперье. Значит. явлением франц. Возрождения 16 в. явился кружок поэтов «Плеяды» (П. Ронсар, дю Белле, Э. Жодель и др.). С этого времени развитие Л. к. надолго сосредоточивается во Франции. В 17 в. здесь расцветают лит. салоны с культом «прекрасной дамы». Наиболее известный из них — салон маркизы Юлии Рамбулье, к-рый был не только центром политич. оппозиции франц. аристократии, но и центром т. н. прециозной лит-ры. Позднее для этих Л. к. становится характерным внимание к вопросам политики (напр., салон мадам де Сталь, носивший оппозиц. характер по отношению к абсолютизму). Из многочисл. франц. лит. салонов в нач. 19 в. выделяется салон мадам Ансело, имевший довольно пестрый состав (В. Гюго, А. де Виньи, Ф. Р. Шатобриан и др.). В 50—60-х гг. приобретает всемирную известность поэтич. группа «Парнас», объединившаяся под знаменем «иск-во для иск-ва».

Возникновение Л. к. в России относится к 30—40-м гг. 18 в. Одним из первых был петерб. кружок в Сухопутном шляхетском корпусе. Воспитанники корпуса (А. П. Сумароков, А. В. Олсуфьев, А. А. Нартов, И. И. Мелиссино, С. А. Порошин) организовали затем Об-во любителей российской словесности. Лит. быт сер. 18 в. наиболее ярко отражает салон гр. И. И. Шувалова, к-рый выступал в роли мецената. По инициативе М. М. Хераскова организуется кружок студентов Моск. ун-та, издававший журн. «Полезное увеселение» и «Свободные часы». После переезда Хераскова в Петербург (1771) кружок продолжал собираться и издавал журн. «Вечера». В числе членов кружка — И. Ф. Богданович, Д. И. Фонвизин, А. А. Ржевский и др. В 70—80-х гг. 18 в. создаются лит. об-ва: «Вольное собрание любителей российского языка» (1771), «Собрания воспитанников Моск. университетского благородного пансиона» (1787) и др. В это же время Г. Р. Державин создает лит. салон, куда входили А. С. Шишков, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской, П. А. Ширинский-Шихматов — активные члены будущей «Беседы любителей русского слова» (1811—16), в к-рую входили также И. А. Крылов, Н. И. Гнедич.

В 1-й четверти 19 в., в условиях оживления обществ. жизни, наблюдается интенсивное образование Л. к., обществ и салонов. В 1801 И. М. Борн и В. В. Попугаев положили начало лит. объединению «Дружеское общество любителей изящного»; к-рое позже получило назв. «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Созданное молодыми друзьями и почитателями А. Н. Радищева, это об-во вначале объединяло сторонников радикальных взглядов, но из-за раскола между левым и правым крылом вскоре прекратило свое существование. Идейное влияние об-ва испытали нек-рые петерб. журналы того времени («Северный вестник», «Журнал российской словесности» и др.). В 1801 создается

- 308 -

Дружеское литературное общество; оно объединяет группу моск. дворянской молодежи, связанной с Н. М. Карамзиным. Среди его участников (бр. А. И. и Н. И. Тургеневы, бр. А. С. и П. С. Кайсаровы, В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков, А. Ф. Воейков и др.) образовались 2 группы: одна осталась верной традициям дворянского сентиментализма, другая, наиболее прогрес. часть (А. Тургенев, А. Кайсаров) стремилась к преодолению этих традиций. Лит. борьба нач. 19 в. обострилась в связи с деятельностью «Беседы любителей русского слова». Борьбу против «Беседы» возглавил лит. кружок «Арзамас» (1815—18), отстаивавший необходимость обновления языка и лит. жанров, связь лит-ры с действительностью. Среди его членов — В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, В. Л. Пушкин, Д. В. Давыдов, А. Ф. Воейков и др. Борьба между сторонниками классицизма и сентиментально-романтич. направлением в рус. лит-ре характерна также для лит. салонов нач. 19 в.: З. А. Волконской, А. П. Елагиной, Е. А. Карамзиной, позднее, в 40-е гг. — К. К. Павловой и др.

Лит. отделениями политич. организаций будущих декабристов, в частности «Союза благоденствия», явились «Зеленая лампа» (1819—20; в этот кружок входили Я. Н. Толстой, А. Д. Улыбышев, А. С. Пушкин и др.) и Вольное общество любителей российской словесности (1816—25; в числе членов — Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер). Ряд журналов фактически становится в это время органами указанных группировок.

Значит. роль в развитии лит. движения сыграли студенч. кружки 30-х гг. С именем М. Ю. Лермонтова связан «Кружок шестнадцати». Организатором Л. к. под назв. «Литературное общество 11 нумера» был В. Г. Белинский (совм. с М. Б. Чистяковым). Среди студенч. кружков, оказавших влияние на развитие рус. лит-ры, выделялся кружок Н. В. Станкевича в Моск. ун-те (1831—32) и его кружок 1833—37, в к-рый входили Белинский, М. А. Бакунин и др., и кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. В условиях 40-х гг. разгорается борьба между Белинским, Герценом и их единомышленниками, с одной стороны, и славянофилами — с другой (описание споров в этих кружках дано Герценом в «Былом и думах»). Противники группируются в различные кружки, салоны, вокруг редакций журналов. Сторонники славянофильства (бр. И. С. и К. С. Аксаковы, бр. И. В. и П. В. Киреевские, Н. М. Языков, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, С. П. Шевырев и др.) объединяются сначала при журн. «Москвитянин», затем при журн. «Русская беседа». К передовым кружкам относится кружок петрашевцев (в него входили Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, В. Н. Майков, С. Ф. Дуров и др.), кружок И. И. Введенского, в к-ром принимал участие Н. Г. Чернышевский. В 50—60-х гг., в период обществ. подъема, в гимназиях и духовных семинариях, в институтах, духовных и мед. академиях систематически возникают кружки, где господствуют лит. и политич. интересы. Они выпускают рукописные журналы, занимаются самообразованием, устанавливают связи с «Колоколом» и т. д. Таков, напр., кружок Н. А. Добролюбова в Главном педагогич. ин-те в Петербурге (1853—57). Деятельность этих кружков вскоре сомкнулась с работой революц. подполья («Земля и воля», народнич. организации и пр.).

Л. к. и салоны были и в провинции: Казанское об-во любителей отечеств. словесности (1812), Харьковское об-во любителей отечеств. словесности (1819), Офицерские лит. вечера 2-й гренадерской дивизии в Калуге (1817—21), кружок А. В. Никитенко в с. Писаревка Воронежской губ., Лит. общество в Ярославле, Лит. беседы Нижегородской гимназии (1841—46), рус. лит. кружок в Риге (1874) и др. Примерно с 70-х гг. Л. к.

- 309 -

теряют свое значение. Новое оживление начинается в конце 19 — нач. 20 вв. К концу 19 в. относится кружок К. К. Случевского и Я. П. Полонского. Символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты составляют лит. группы, имевшие свои органы печати. Замкнутый групповой характер носили лит. собрания у З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского, а также «Среды» Вяч. Иванова, «Цех поэтов» Н. С. Гумилева и др. Реалистич. традиции отстаивали в это время писатели, собиравшиеся на «Средах» Н. Д. Телешова (с конца 90-х гг. — 1916); писатели, объединенные М. Горьким вокруг изд-ва и сб-ков «Знание» (1904—13); посещавшие «Никитинские субботники» Е. Ф. Никитиной (с 1914). «Литературно-художественный кружок» (с 1899) объединял деятелей лит. и артистич. Москвы (А. И. Южин-Сумбатов, В. А. Гольцев и др.); длительное время во главе его находился В. Я. Брюсов.

В нач. 20 в. и в предреволюц. годы Л. к. возникали также в провинциальных городах под названиями: «литературно-артистический кружок», «литературно-артистический клуб», «литературно-драматическое общество» и т. п. Такие кружки были созданы в Воронеже, Евпатории, Иваново-Вознесенске, Н. Новгороде, Одессе, Риге, Самаре, Саратове, Томске, Харькове и др. Многие из них имели свои уставы, опубликованные в виде отд. брошюр.

Одновременно с ростом революц. движения, задолго до Октября, начали создаваться кружки писателей и поэтов из рабочих и крестьян, напр. Суриковский литературно-музыкальный кружок. После революции 1905 эти Л. к. были часто связаны с большевист. подпольными группами. После Октябрьской революции они получили широкое распространение. Многочисл. Л. к. возникали при организациях Пролеткультов, на фабриках и заводах, при журналах и газетах, активно способствуя становлению сов. лит-ры. Л. к. продолжают оставаться распространенной формой массового лит. движения. Они существуют на многих крупных предприятиях страны, на заводах, в колхозах, в учебных заведениях, при воинских частях, при редакциях журналов, многотиражек и т. д. В Л. к. формируются лит.-эстетич. взгляды, изучаются особенности лит. процесса, обсуждаются произв. кружковцев. Нек-рые Л. к. существуют неск. десятилетий (напр., при Моск. автомобильном з-де им. Лихачева, з-де Ростсельмаш и др.); из их среды вышло немало проф. писателей.

Лит.: Евгеньев А. [А. Е. Кауфман], Писательские общества и кружки, «Вестн. лит-ры», 1919, № 1—2, 3; Аронсон М., Рейсер С., Лит, кружки и салоны, Л., 1929; Лит. салоны и кружки. Первая половина XIX века. Ред., вступ. ст. и прим. Н. Л. Бродского, М. — Л., 1930; Бельчиков Н., Из быта лит. кружков 60—70-х гг., в его кн.: Народничество в лит-ре и критике, М., 1934; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962, с. 66—74; История рус. лит-ры конца XIX — нач. XX в. Библиографич. указатель под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1963, с. 37—40; Feuillet de couches. Les Salons de conversation..., P., 1883.

Д. Л. Брудный.