- 245 -
ЛИТЕРАТУ́РА МА́ЛЫХ НАРО́ДОВ КРА́ЙНЕГО СЕ́ВЕРА И ДА́ЛЬНЕГО ВОСТО́КА — лит-pa небольших народностей Азиатской и отчасти Европ. части СССР. К ним относятся народности, подразделяемые по языковому признаку на след. группы: 1) финскую — саами (прежнее назв. лопари); 2) угорскую — ханты (остяки) и манси (вогулы); 3) самодийскую (самоедскую) — ненцы (самоеды, юраки), энцы (хантайские и карасинские самоеды), нганасаны (тавгийцы), селькупы (остякосамоеды); 4) тунгусскую — эвенки (тунгусы собственно), эвены (ламуты), негидальцы, нанайцы (гольды), ульчи, ороки, орочи, удэгейцы; 5) тюркскую — тофалары (карагасы), долганы; 6) эскимосо-алеутскую — эскимосы, алеуты; 7) палеоазиатскую — а) чукчи, коряки, ительмены (камчадалы), чуванцы (сев.-вост. группа), б) нивхи (гиляки), юкагиры (одулы); 8) кеты (енисейские остяки). Общая численность (по переписи 1959) — более 125 тыс. чел. Все они, кроме саамов и части ненцев и мансей, населяющих европ. Север, живут в тундровой и таежной зоне Сибири и Дальнего Востока. До Октябрьской революции это были наиболее отсталые группы населения царской России. Бессилие их перед природой, колониальная политика царизма — бесправие и эксплуатация — привели малые народности на грань вымирания. Только благодаря усилиям Сов. пр-ва вымирание было приостановлено и сев. народности постепенно приобщены к процессу развития сов. общества. Сходство историч. судеб, материальной и духовной культуры малых народов определило и общие черты их складывающихся литератур, что позволяет рассматривать последние не только в отдельности, но и в определ. единстве.
Малые народы Севера, не имевшие до революции письменности, проявляли свои дарования в фольклоре, представляющем исключит. ценность для познания их трудовой деятельности, истории, психологии. Отд. упоминания об этом фольклоре, а иногда и пересказы его встречаются у рус. и заруб. путешественников еще в 18 в. (С. Крашенинников, Г. Штеллер, П. С. Паллас, В. Ф. Зуев и др.), чаще — в 19 в. (М. А. Кастрен, С. К. Патканов и др.); систематич. собирание с конца 19 в., изучение и публикация связаны прежде всего с именами политич. ссыльных, ставших позднее крупными учеными, — В. Г. Богораза (Тана), В. И. Иохельсона, Л. Я. Штернберга. Были выпущены сб-ки чукотского, юкагирского, гиляцкого (нивхского) фольклора и др. Мифы северян в фантастич. форме отражают представления сев. народов о происхождении Земли, небесных тел, людей, животных. Предания говорят о межплеменных битвах, охоте. Разнообразны песни (в т. ч. песни-импровизации) — лирич., обрядовые, шаманские и др. В сказке полнее, чем в др. жанрах, отражены труд и быт жителей Севера в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, борьба с угнетателями, прославляются мужество, находчивость, упорство человека, выражен нар. оптимизм. В сказках фантастика непосредственно соседствует с реалистич., бытовым началом, а во многих выделяются социальные мотивы (бедняки описаны гостеприимными и щедрыми, богачи — жадными и жестокими, и т. п.).
- 246 -
Созданный при ВЦИК СССР Комитет содействия народностям северных окраин (1924—35) во главе с П. Г. Смидовичем оказал сев. народам всестороннюю помощь в подъеме х-ва и культуры. Важными вехами культурной революции на Севере было составление сов. лингвистами и этнографами букварей для малых народов. Открылись спец. учебные заведения в Ленинграде и в городах Сибири. Была создана письменность на родных языках (с 1931 — на основе лат., а с 1937 — на основе рус. алфавита).
Первыми лит. произв. народностей Севера были собранные студентами Сев. ф-та Ленингр. вост. ин-та короткие рассказы, очерки, записи фольклора в кн. «О нашей жизни» (1929), предназначавшейся для чтения в нац. школах, и лит. материалы в студенч. сб-ках «Тайга и тундра» (Л., 1928—33). Это бесхитростные рассказы о старом и новом быте, о промыслах, запись впечатлений и т. д. В 1933 выходил журнал курсантов Корякской сов. парт. школы «К новой жизни», в сер. 30-х гг. — сб-ки «Заполярье» (Нарьян-Мар, 1935), альманахи «Советский Север» (Ханты-Мансийск, 1937), «Искра Ямала» (Салехард, 1937) и др. С произв. на рус. яз. выступил юкагир Т. Одулок (Н. И. Спиридонов), автор очерков «На Крайнем Севере» (1933), повести «Жизнь Имтеургина старшего» (1934). К концу 30-х гг. на основе нац. письменности зреют ростки лит-р хантов, мансей, ненцев, эвенков, эвенов, нанайцев, удэгейцев, чукчей, коряков. Развитие этих лит-р во многом связано с плодотворным влиянием рус. лит-ры; она помогла писателям-северянам изображать разительные перемены в жизни своих народов, явилась для них школой идейности и худож. мастерства. Зачинателями молодых лит-р Севера выступили: хант Г. Лазарев; ненец Н. Вылка (повести «Вылка на острове», 1937; «Марья», 1938); пишущий на ненецком яз. И. Истомин; эвенки А. Салаткин-Лонтогир (поэма «Гегдаллукон и Ульгэриккэн», 1935), Н. Сахаров (повесть «Красный суглан», 1938), А. Платонов и Г. Чинков; эвены Н. Тарабукин и А. Черканов; нанаец А. Самар; коряки К. Кеккетын (повести «Эвныто-батрак», 1936, «Хоялхот», 1939); Л. Жуков и др. Повесть Н. Тарабукина «Мое детство» (1938) явилась одной из первых в ряду автобиографических книг, характерных для северной прозы. Поэтично передавая подробности своей жизненной судьбы, во многом типичной для соплеменников, авторы живописали недавнюю историю своих народов, спасенных Октябрьской революцией от нищеты и вымирания («На берегу Малой Юконды», 1950, М. Вахрушевой; «Там где бежит Сукпай», 1950, Д. Кимонко). Значит. явлением в лит-ре Севера довоен. лет были созданные на основе творч. переработки нар. легенд и преданий повести коряков Л. Жукова «Нотаймэ» (1937) и К. Кеккетына «Последняя битва» (1936). Успешно развивается поэзия. Появляются ростки драматургии (пьесы ненца И. Ного «Шаман», 1937, и «Ваули Ненянг»). Глубокая связь с мотивами и образами сев. фольклора, динамизм развития сюжета, насыщенность повествования точными деталями, живописание мира в движении, введение диалогов, лаконизм и афористичность стиля отличают мн. произв. лит-ры Севера.
В годы Великой Отечеств. войны писатели-северяне самоотверженно боролись с врагом и словом и оружием. Смертью храбрых погибли талантливый поэт-нанаец А. Самар, эвенк Н. Сахаров, ненец А. Пырерка и др. Послевоен. период отличается ростом творч. активности литераторов Севера, появлением новых имен. Писатели овладевают новыми темами и жанрами. Расширяется круг письменных лит-р (публикуются произв. селькупов, ульчей, эскимосов, нивхов, юкагиров). Все чаще осн. конфликтом лит-ры северян выступает борьба за нового человека, свободного от груза старых взглядов и
- 247 -
привычек. Воссоздавая духовный облик сынов и дочерей возрождающихся сев. народов, сложный процесс ломки старой психологии, формирования характеров, писатели стремятся глубже раскрыть внутр. мир человека. Об этом свидетельствуют такие значит. произв. сев. прозы, как сб. рассказов Ю. Рытхэу «Чукотская сага» (1957), его повести «Время таяния снегов» (1958) и «Ринтын едет в университет» (1960), романы «В долине Маленьких Зайчиков» (1962), «Айвангу» (1966); блещущие юмором и покоряющие знанием жизни рассказы Г. Ходжера и его повести «Чайки собираются над морем» (1958), «Эморон-озеро» (1960), историч. роман «Конец большого дома» (1964); живые рассказы ветерана ненецкой прозы И. Истомина (выступает как публицист и драматург) и ее молодого представителя Л. Лапцуя; поэтичная повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» (1964), проза В. Санги и др. В совр. сев. поэзии выделяются имена безвременно погибшего В. Кеулькута, одаренного лирика А. Немтушкина, успешно воплощающих темы большого политич. звучания — Ю. Шесталова (поэма «Песня пробуждения», 1963) и А. Кымытваль. Несомненные удачи достигнуты в лит-ре для детей П. Ламутским, В. Ледковым, А. Кривошапкиным, Ю. Анко и др. Как собиратели и истолкователи нар. творчества известны А. Пассар, А. Вальдю. Успехи лит-ры северян не исключают и ее еще не изжитых недостатков — нек-рой декларативности, излишней назидательности, упрощенности худож. решений и средств.
Неизменные помощники литераторов-северян — рус. ученые-североведы и писатели. Особенно большой вклад в сов. североведение внесли В. Г. Богораз-Тан, С. Н. Стебницкий, Г. Д. Вербов, М. А. Сергеев. Северяне хорошо знают имена Г. Мельникова, П. Скорика, В. Наумовой, Н. Гудкова, И. Кратта, ценят многолетнюю работу М. Воскобойникова, Г. Меновщикова, И. Вдовина, творч. соучастие Ю. Шестаковой, А. Смоляна, С. Бытового, Г. Гора, П. Далецкого, Н. Гессен, Л. Поповой, Гл. Семенова, А. Чивилихина и др. сов. этнографов, лингвистов, писателей, переводчиков, благодаря к-рым творчество малых сев. народностей вошло в сов. культуру. Рус. язык стал для нек-рых писателей Севера не только языком интернац. общения, но и родным лит. языком. На рус. яз. пишут нанайский прозаик Г. Ходжер, ненецкий поэт А. Пичков, нек-рые писатели сами переводят свои соч. на рус. яз. (чукча Ю. Рытхэу, манси Ю. Шесталов, нивх В. Санги). В марте 1961 в Ленинграде состоялась первая в истории конференция литераторов малых народов Севера и Д. Востока, рассмотревшая насущные вопросы развития сев. лит-р и фольклора. Этой же теме было посвящено заседание в Союзе писателей РСФСР в дек. 1965.
Тексты и лит-ра: О нашей жизни, в. 1—2, Л., 1929; Тайга и тундра. Сб. 1—3, Л., 1928—33; Север поет, Л., 1939; Солнце над чумом, М. — Л., 1948; Мы — люди Севера, Л., 1949; Сказки народов Сибири, 3 доп. изд., Новосиб., 1956; Сказки народов Севера. Общ. ред. и вступ. ст. М. Сергеева. М. — Л., 1951; Сказки народов Севера. Сост., ред., предисл. и примеч. М. Воскобойникова и Г. Меновщикова, М. — Л., 1959; Творчество народов Севера, Л., 1955; Сказки народов Северо-Востока. Предисл. и коммент. М. Сергеева, Магадан, 1956; Творчество народов Дальнего Севера. Послесл. Н. Козлова, Магадан, 1958; Север поет. Вступ. ст. Г. Гора, Л., 1961; От Москвы до тайги одна ночевка. [Сост. и предисл. М. Воскобойникова], М., 1961; Богораз В. Г., Народная лит-pa палеоазиатов, в кн.: Лит-ра Востока, в. 1, П., 1919; Языки и письменность народов Севера, ч. 1—3, М. — Л., 1934—37; Народы Сибири, М. — Л., 1956; Сергеев М. А., Творчество народов Сибири, «Сов. этнография», 1951, № 4; его же, Лит-pa народов Севера. «Сиб. огни», 1952, № 5; его же, Лит. творчество народов Дальнего Востока, «Дальний Восток», 1954, № 4; его же, Лит. творчество народов Севера, «Сов. этнография», 1955, № 3; его же, Лит-pa малых народов Севера, «Дружба народов», 1955, № 12; его же, Лит-pa народов Севера, в кн.: Лит-pa народов Сибири, Новосиб., 1956 (Библиогр.); Воскобойников М. Г., Певцы народного счастья, «На рубеже», [Петрозаводск], 1956, № 1; его же, Голос писателей Севера, «Лит-pa и жизнь», 1961, 19 апр.; его же, О фольклорных истоках в лит-ре малых народов Севера, «Байкал», 1961, № 6; его же, Совр. фольклор малых народов Севера, «На Севере Дальнем», 1964, № 2(25);
- 248 -
Скорик П. Я., Устное творчество народов Северо-Востока, «На Севере Дальнем», 1957, № 6; Конференция по изучению фольклора народов Сибири и Дальнего Востока (тезисы докладов и сообщений), Улан-Удэ, 1959; Рытхэу Ю., Итти в разведку будущего, «Лит-pa и жизнь», 1961, 31 марта; его же, Правда настоящего или украшение прошлого?, «Лит. газета», 1961, 19 дек.; Конференция прошла плодотворно, «Лит. газета», 1961, 4 апр.; Ходжер Г., И малые звезды украшают небо, «Дружба народов», 1961, № 5; его же, На конференции писателей Севера, «Дальний Восток», 1961, № 4; Гор Г. и Друзин В., Молодость Крайнего Севера, «Октябрь», 1961, № 5; Смоляк А. В., Совещание по фольклору народностей Крайнего Севера, «Сов. этнография», 1961, № 6; Бикмухаметов Р., Рожденные Октябрем, «Вопр. лит-ры», 1961, № 11; его же, Юная Сибирь, там же, 1962, № 10; Сибирь и Дальний Восток в худож. лит-ре, Красноярск, 1962; Романенко Д., Лит-pa народов Крайнего Севера, в его кн.: У могучих истоков, М., 1963.
Б. Л. Комановский.