134
ЛЕО́НОВ, Леонид Максимович [р. 19.(31).V.1899, Москва] — рус. сов. писатель. Сын М. Л. Леонова. Засл. деятель иск-в РСФСР. Деп. Верх. Совета СССР 5—7-го созывов. Герой Социалистич. Труда (1967). Л. воспитывался в религ.-патриарх. семье деда, но неоднократно бывал у отца в Архангельске, где с 1915 по 1918 в газетах «Северное утро» и «Северный день» были опубликованы его первые стихи, рецензии, очерки. С 1920 — в Красной Армии; работал преим. во фронтовых газетах, заведовал в Одессе корр. бюро 51-й дивизии, в Екатеринославе вел отдел стихотв. фельетона в газете 6-й армии. В 1920 же, демобилизовавшись, Л. возвратился
135
в Москву и начал сотрудничать в газ. «Красный воин», где печатал стихи и статьи на злободневные темы (под псевд. Лаптев, Лапоть, Лаев и др.). По вечерам Л. работал слесарем в маленькой мастерской. В 1922 в альм. «Шиповник» (кн. 1) была опубл. прозаич. сказка «Бурыга», вслед за к-рой появились и др. сказки, рассказы, повести, отличавшиеся словесным мастерством и стилистич. яркостью, что позволило критике отнести произв. молодого Л. к т. н. «орнаментальной прозе», распространенной в 20-е гг. С 1922 началась проф. деятельность Л. — прозаика, драматурга, публициста.
Широкую известность принес Л. его первый роман «Барсуки» (1924), одобрительно встреченный М. Горьким, А. В. Луначарским, критикой. После изящных стилизованных сказок, талантливых, но подражат. повестей «Конец мелкого человека» (1924) и «Записки Ковякина» (1924) этот роман — крупное эпическое полотно, реалистически изображающее драматич. эпизоды революц. борьбы в деревне. Ненависть к мещанскому быту, к собственнич. психологии, прекрасное знание нац. колорита и старорусского бытового уклада, своеобразно окрасившее уже раннее творчество Л., выразились в «Барсуках» в ярких типич. образах моск. торговцев, ремесленников, кулаков, деревенских искателей правды. Осн. идея романа — неизбежность поражения анархич. настроений части крестьянства в социалистич. революции — прозвучала убедительно, исторически прогрессивно. Языковое мастерство, точность композиции, увлекательность сюжета помогли «Барсукам» занять заметное место в молодой сов. прозе.
Антимещанские настроения (в период нэпа они приобрели пессимистич. характер) нашли наиболее откровенное и драматич. воплощение в романе «Вор» (1927). Его материалом стал «экзотич.» мир социального дна, его героями — воры, убийцы, грабители, преуспевающие нэпманы, исчезающие с лица земли «бывшие люди». Роман искренне и талантливо выразил растерянность молодого писателя перед лицом возродившегося после революции мещанина-собственника, пошляка-обывателя. Гуманистич. содержание этого незрелого во многих отношениях романтич. произв. позволило автору через 30 лет вернуться к роману и в 1959 опубл. новый вариант «Вора», содержащий и спор писателя с самим собой, и его возврат к самому себе. По-прежнему сочувствуя драме своего героя, в знак протеста противопоставившего себя обществу, Л. более ясно говорит о его вине перед людьми и собств. личностью.
Конец 20-х гг. был переломным моментом в творчестве Л. Писатель продолжает рисовать цепкость засасывающей мещанской трясины, в к-рой гибнут лучшие человеч. порывы («Провинциальная история», 1928; «Унтиловск», 1928; «Усмирение Бададошкина», 1929), косность и жестокость деревни («Необыкновенные рассказы о мужиках», 1928). Но к этому же времени относится и начало работы Л. над большим романом «Соть» (1929) — о социалистич. строительстве, о героизме и творчестве народа, о пафосе коллективного труда, борьбы со стихией. «Соть» по праву вошла в число первых книг о новом периоде сов. истории — индустриализации страны. Слитность идей романа с коренными историч. процессами своего времени, романтика труда и созидания, гражд. пафос и политич. тенденциозность — все эти особенности «Соти» делают ее характерным произв. сов. лит-ры нач. 30-х гг. Роман обозначил новый этап и в творчестве самого Л.; здесь отчетливо прозвучал голос писателя-гражданина, взволнованного героич. и трудной судьбой своей родины. Героем «Соти» стал коммунист, руководитель строительства, вожак и воспитатель масс. Большое место в романе занимает исконная леоновская тема — изображение настроений старой рус. интеллигенции в эпоху революции. Эта тема становится главной в романе «Скутаревский» (1932), в центре к-рого
136
образ ученого-физика, ищущего своего пути в процессе революц. преобразования страны. Роман свидетельствовал о крепнущем мастерстве Л.-психолога, знатока болезней человеч. духа и его высоких подъемов. В романе «Дорога на океан» (1936) образы интеллигентов — художников, ученых, инженеров, артистов, обретающих или теряющих право жить одной жизнью с народом и страной, также продолжают играть существ. роль в сложной картине действительности, нарисованной писателем. Но внимание автора направлено прежде всего на фигуру крупного коммуниста, прирожденного руководителя, взявшего на себя ответственность за судьбу современников, пытающегося осмыслить эпоху и свою роль в ней как подготовку к великому коммунистич. будущему человечества. В «Дороге на океан» выразилось стремление Л. найти новую синтетич. форму романа, в к-ром соединились бы реальность и фантазия, достоверность настоящего и прозрение будущего в цельном, органическом худож. единстве. Роман вызвал большой интерес у читателей, однако суждения о нем были противоречивы.
Драматургия составляет особую область творчества Л. Такие его особенности, как интеллектуальность, романтич. патетика и сатирич. гротеск, склонность к широким обобщениям, стремление к предельной насыщенности и емкости языка, предстают в пьесах Л. в особенно сгущенном, обнаженном виде. В конце 30-х гг. он выступает преим. как драматург. Пьесы «Половчанские сады» (1938), «Волк» (1938) идут на сценах МХАТа и Малого театра. Наиболее значит. произв. Л. воен. лет — пьеса «Нашествие» (1942; Гос. премия СССР, 1943). Война не отменила для писателя размышлений о сложных психологич. драмах, сопровождающих все его творчество. Герой «Нашествия» ценой жизни платит за «право на родину», подвигом восстанавливая кровные связи с народом в годину общих испытаний. Изображающая трагич. события начала Великой Отечеств. войны, проникнутая патриотич. чувством, отмеченная высоким мастерством, пьеса «Нашествие» шла во мн. театрах, была экранизирована, послужила основой оперы В. А. Дехтерева «Федор Таланов». Во время войны написаны пьеса «Ленушка» (1943), повесть «Взятие Великошумска» (1944), посвященные теме борьбы с фашизмом, героизму сов. народа. С первых дней войны Л. выступает как публицист.
«Нашествие». Сцена из спектакля Гос. академич. Малого театра. Москва, 1943.
В послевоен. годы Л. работает над самым крупным своим романом «Русский лес» (1953; Ленинская премия, 1957). Действие романа относится к годам Отечеств. войны, но в то же время захватывает и предреволюц. эпоху, в к-рую формировались старшие его герои — ученый лесничий Вихров и его противник и антагонист
137
проф. Грацианский. Рассказ о двух направлениях в лесной науке, о двух типах сов. ученых превращается под пером Л. в страстную исповедь художника о его собств. понимании патриотич. долга, особенностей нац. характера, морального облика человека будущего. В «Русском лесе» находят завершение поиски Л. новой формы романа, где наряду с живописным и психологически точным воссозданием реалистич. характеров, быта, природы большое место приобретают поэтич. образы-символы, содержащие сгущенную авторскую мысль. Таков обобщающий образ рус. леса — сфера деятельности героев, эстетич. среда их духовного формирования, кладовая природных богатств страны, символич. выражение душевной красоты и силы народа. В «Русском лесе» отчетливо видны осн. черты таланта Л. Высокое напряжение мысли, интеллектуальность героев, широта социальных и философских обобщений соединяются здесь с тонкостью психологич. анализа, живописностью формы, исключит. богатством языка.
«Русский лес» (Москва, 1956). Илл. П. Караченцова.
В 1955 Л. создал второй вариант пьесы «Золотая карета» (написана в 1946, подверглась критике со стороны театр. общественности), посвященной нравств. проблемам послевоен. жизни, в первую очередь проблемам долга и счастья, осознанного и добытого ценой жертв и лишений. В 1963 был создан новый вариант драмы «Метель» (первая редакция — 1940).
Как обществ. деятель и публицист Л. неоднократно выступал против угрозы новой войны. В 1948 он участвовал во Всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве, в 1949 — во Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве. Размышления писателя о войне и мире, о взаимной ответственности людей в атмосфере атомной опасности выразились в киносценарии «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961). В этом сатирич. памфлете с наглядностью плаката и в то же время с большой психологич. проницательностью обнажается механизм совр. бурж. политики, превращающей войну и самый страх перед ней в способ грандиозной и беззастенчивой наживы.
В 1963 Л. опубл. повесть «Evgenia Ivanovna», написанную в 1938. Это произв. о драматич. судьбе рус. интеллигентной женщины, окончившей свою жизнь вдали от родины, является еще одним выражением глубоко патриотич. настроений, свойственных мировоззрению писателя.
Самостоят. место в лит. деятельности Л. занимает публицистика, отмеченная печатью его ораторского красноречия. В воен. и послевоен. годы большую роль играли статьи и речи писателя, в к-рых он разоблачал варварство фашизма, выступал в защиту мира и прославлял величие рус. культуры прошлого. Широкую известность получили также его статьи, призывающие беречь и охранять родную природу. С 1947, когда в «Известиях» была опубл. ст. «В защиту друга», регулярные выступления Л. в печати о судьбе рус. леса стали одной из форм той большой обществ. работы, к-рую ведет писатель. Публицистика Л. составила
138
книги: «Статьи военных лет» (1946), «В наши годы» (1949), «Литература и время» (1964).
Л. — один из тех советских писателей, кто последовательно продолжает гуманистич. и патриотич. традиции рус. классич. лит-ры, в первую очередь традиции Ф. М. Достоевского с его психологизмом, вниманием к духовным болезням социального происхождения, с обостренной чувствительностью к противоречиям в историч. развитии человечества. В то же время для Л. не прошел бесследно сложный и многообразный опыт лит-ры 20 в. Он нашел отражение и в стиле писателя, виртуозно владеющего богатствами рус. языка, смело сближающего язык прозы с языком поэзии, достигающего предельной смысловой емкости и живописной выразительности каждого слова.
Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. Д. Горбова], т. 1—5, Х. — М. — Л., 1928—30, Собр. соч. [Предисл. В. Ковалева], т. 1—6, М., 1953—55; Собр. соч. [Предисл. Е. Стариковой], т. 1—9, М., 1960—62.
Лит.: Марков П., Театр Леонида Леонова, в кн.: Леонов Л., Пьесы, М., 1935, Сурков Е., О пьесах Леонида Леонова «Нашествие» и «Ленушка», в кн.: Театр. Сб. статей и материалов, М., 1944; Макаров А., Публицистика писателя, «Лит. газета», 1947, 8 февр.; Кедрина З., Жизнь идеи в образе, в ее кн.. Лит.-критич. статьи, М., 1956; Лобанов М., Роман Л. Леонова «Русский лес», М., 1958; Старикова Е., О романе Леонида Леонова «Вор», в кн.: Леонов Л., Вор, М., 1959; Богуславская З., Леонид Леонов, М., 1960; Власов Ф., Поэзия жизни, М., 1961; Финк Л., Драматургия Леонида Леонова, М., 1962, Ковалев В. А., Творчество Леонида Леонова, М. — Л., 1962; Щеглов М., «Русский лес» Леонида Леонова, в его кн.: Лит.-критич. статьи. Из дневников и писем, М., 1965; Рус сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 2, Л., 1964.
Е. В. Старикова.