113
ЛЕ́НАУ (Lenau), Николаус (псевд.; наст. имя — Франц Нимбш Эдлер фон Штреленау; Niembsch von Strelenau) (13.VIII.1802, Чатад, ок. венг. г. Темешвар, — 22.VIII.1850, Обердёблинг, близ Вены) — австр. поэт. Род. в обедневшей дворянской семье. Изучал медицину,
114
с. х-во, право. Вражда к реакц. меттерниховскому режиму побудила Л. в 1832 отправиться в США, где он думал найти подлинную демократию и духовную свободу. Разочарование, постигшее Л. в Новом свете, углубило его социальный пессимизм. В 1833 Л. вернулся в Вену. В 1844 заболел душевной болезнью, скончался в больнице.
В 1832 издан первый сб. стихов Л. («Gedichte»), куда вошел цикл «Песни в камышах» («Schilflieder»). Следующие сб-ки — «Neuere Gedichte» (1838), «Gedichte» (1844). В юности Л. испытал влияние Ф. Г. Клопштока; его близким другом был либеральный австр. поэт А. Грюн; связан он был и с кружком швабских поэтов. Однако идейно Л. ближе к той линии романтизма, к-рая связана с творчеством Дж. Г. Байрона и Г. Гейне. «Мировая скорбь», к-рой был захвачен Л., воодушевляла его и на мрачные жалобы, и на гражд. протест. В творчестве Л. отражены настроения австр. революц. демократии 30—40-х гг. Л. горячо сочувствовал революции 1831 в Польше (цикл «Польских песен» — «Polenlieder»), нар. возмущению против тиранов («Над гробом министра», «Воинственный кузнец» и др.), амер. индейцам, гонимым белыми цивилизаторами («Уход индейцев», «Три индейца»). Демократич. стихия поэзии Л. нашла выражение в использованных им формах нар. поэзии — песне, романсах, сказаниях. Лирика Л. отличается ритмич. богатством, яркой метафоричностью; романтич. символика сочетается с пластичностью образов, колоритностью пейзажей. К жанровой поэзии относятся стихи «Три цыгана», «Вербовка», «Корчма в степи» и др. В стих. «Альпам» и др. сказались пантеистич. взгляды Л. (одно из таких стих. «Blick in den Strom» переложено Ф. И. Тютчевым: «Из Ленау... Когда, что звали мы своим»). Однако пантеистич. утопия всеобщей гармонии не спасала поэта от ощущения трагич. бездорожья, и это наполняло его стихи элегич. мотивами («Осенняя жалоба» и др.). Герой лирики Л. — одинокий странник, у к-рого отняты любимая, семейный уют; он отвергает простую обыденность, которая кажется ему захваченной злыми силами (стихи «Странствия в горах», «Желание», «Холостяк» и др.). Поэт ищет в природе человечность, убитую ненавистной ему полицейско-бюрократич. системой.
«Стихотворения» (Москва, 1956). Заставка В. Ростовцева.
В драматич. поэме «Фауст» («Faust», 1836) Л. обратился к герою интеллектуального бунта — Фаусту. Эта поэма фрагментарна: эпич. повествование, лирич. монологи, драматич. сцены — эпизоды жизни мыслителя, презирающего мир угнетателей и царедворцев, но мечущегося в поисках абстрактной истины, неспособного к созидат. деятельности; невозможность победить темные силы повергает его в отчаяние. В отличие от «Фауста» И. В. Гёте, в поэме Л. побеждает не Фауст, а Мефистофель — отрицание без утверждения, без творчества. Л. создал также свой вариант образа Дон Жуана (незавершенная драма «Don Juan», изд. 1851).
115
Другой герой Л. — Савонарола («Savonarola», 1837), реформатор, бедняк, восставший на князей церкви. По интерпретации образов в поэме видно, что, хотя Л. сочувствует герою, идея христ. демократии, за к-рую он боролся, сомнительна. Поэмы «Ян Жижка» («Johannes Ziska», 1837—42) и «Альбигойцы» («Die Albigenser», 1842) основаны на историч. событиях, в к-рых принимают участие нар. массы. В этих произв., особенно в «Альбигойцах», отчетливо выражено предчувствие назревающей революции. Заключит. строки поэмы — вызов власть имущим: «Нельзя остановить восход солнца...». Среди поэтов, к-рые по настроениям приближались к группе «Молодая Германия», Ф. Энгельс назвал Л. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 2, 1957, с. 467).
В России стихи Л. переводили Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, М. Л. Михайлов, А. Н. Плещеев, К. Д. Бальмонт, А. В. Луначарский и др. В 1862 изд. первый сб. Л. на рус. яз. — «Стихотворения» (в переводах А. Чижова).
Соч.: Sämtliche Werke und Briefe, hrsg. von E. Castle, Bd 1—6, Lpz., 1910—23; Sämtliche Werke und Briefe hrsg. von H. Engelhardt, Stuttg., 1959; Rebell in dunkler Nacht, В., [1952]; в рус. пер. — Стихотворения — Ян Жижка. Поэма, пер. с нем. В. Левика, М., 1956; Фауст [с очерком А. Луначарского «Н. Ленау и его философские поэмы»], СПБ, 1904.
Лит.: Меринг Ф., Лит.-критич. статьи, т. 2, М. — Л., 1934; Вильям-Вильмонт Н., Николаус Ленау, «Интерн. лит-ра», 1939, № 11; Turóczi-Trostler J., Lenau, B., 1961; Fischer E., N. Lenau, в кн.: Lenau N., Rebell in dunkler Nacht, В., [1952].
Е. Я. Рубинова.