110
ЛЕМЕРСЬЕ́ (Lemercier), Луи Жан Непомюсен (21.IV.1771, Париж, — 7.VI.1840, там же) — франц. драматург. Чл. Франц. академии с 1810. В 16-летнем возрасте написал трагедию «Мелеагр» («Méléagre», пост. 1788). Контрреволюц. комедия «Тартюф-революционер» («Le Tartufe révolutionnaire», пост. 1795) была одобрительно встречена роялистами. Продолжая линию классицизма 17 в., Л. в трагедии «Агамемнон» («Agamemnon», 1797) воплотил образ идеального монарха. Трагедия «Офис» («Ophis», 1798) прославляла агрессивные действия франц. армии под командованием Наполеона в Египте. Однако во время Консульства и Империи Л. находился в оппозиции к Наполеону: «историческая комедия» «Пинто, или День заговора» («Pinto ou la Journée d’une conspiration», 1800), сатира «Супружество» («Ode àl’Hymen»). Л. был противником и реакц. режима Реставрации: драмы «Безумие Карла VI» («La démence de Charles VI», 1814) и «Мученики из Сули» («Les martyrs de Souly», 1825). Под влиянием романтизма Л. написал драму «Христофор Колумб» (1809), затем драмы на сюжеты ср.-век. истории Франции: «Людовик Святой» («Saint Louis», 1818), «Кловис» («Clovis», 1820), «Фредегонда и Брюнего» («Frédégonde et Brunehaut»,
111
1821). Л. — автор «Аналитического курса всеобщей истории литературы» («Cours analytique de littérature générale», t. 1—4, 1817), в к-ром он отстаивал худож. принципы классицизма вопреки собств. драматургич. практике.
Соч. в рус. пер.: Замечания о хороших и дурных нововведениях в драматич. поэзию, «Моск. телеграф», 1825, ч. 4, № 13—14.
Лит.: История зап.-европ. театра, т. 3, М., 1963; Обломиевский Д., Лит-рафранц. революции 1789—1794. Очерки, М., 1964; Vauthier G., Essai sur la vie et sur les œuvres de N. Lemercier, P., 1886; Rousseau L.-G., N. Lemercier et Napoléon Bonaparte, Mayenne, 1958.
Ю. И. Божор.