101

ЛЕЙТМОТИ́В (нем. Leitmotiv, букв. — ведущий мотив, муз. термин, введенный исследователями творчества Р. Вагнера) — руководящая мысль, преобладающее настроение, гл. тема, осн. идейный или эмоциональный фон произведения, творчества, направления. Так, говорят о Л. всего творчества писателя: «Сквозь творчество Пушкина лейтмотивом проходит автобиографический образ в сопровождении образов друзей и знакомых поэта» (Гинзбург Л., О лирике, 1964, с. 209), или даже целого лит. направления, напр.: разрыв между идеалом и действительностью как философский Л. лит-ры романтизма.

В конкретном, более узком значении Л., подобно Л. в музыке, — структурный фактор: образный оборот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики к.-л. героя, переживания или ситуации. В процессе повторения и варьирования Л. обрастает ассоциациями и приобретает особую идейную, психологич. и символич. углубленность (в этом отличие Л. от средств постоянной характеристики в нар. поэзии, комедии масок и т. д.). Напр., символич. Л. в «Вишневом саде» А. П. Чехова: отдаленный звук лопнувшей струны. Широко известны портретные Л. в творчестве Ч. Диккенса, Л. Н. Толстого, благодаря к-рым к.-л. деталь внешнего облика постепенно обретает глубокую психологич. характерность. Возможны Л. в речевой характеристике персонажей, особенно в драматургии (напр., «тарарабумбия» Чебутыкина в «В трех сестрах» Чехова), пейзажные Л. (виды Кёльна в романе «Бильярд в половине десятого» Г. Бёлля). Можно говорить о звуковых, ритмич., интонац. Л. в стихотв. произведении: определ. звукописный Л. сопровождает появление Медного Всадника в поэме А. С. Пушкина; Л. «горы» пронизывает всю фонику и семантику поэмы М. И. Цветаевой «Гора».

102

Лит.: Вальцель О., Сущность поэтич. произведения, в сб.: Проблемы лит. формы, Л., 1928; Дибелиус В., Лейтмотивы у Диккенса, в сб.: Проблемы лит. формы, Л., 1928; Томашевский Б., Теория лит-ры, 6 изд., М. — Л., 1931 (см. предметный указатель).

И. Б. Роднянская.