66

ЛАФОНТЕ́Н (La Fontaine), Жан [8.VII.1621, Шато-Тьерри (Шампань, ныне деп. Эн), — 13.IV.1695, Париж] — франц. поэт. Чл. Франц. академии с 1684. Выходец из среды судейской буржуазии. Первым литературным выступлением Л. была переработка комедии Теренция «Евнух» («L’Eunuque», 1654). В 1657 переехал в Париж и вошел в круг литераторов, пользовавшихся поддержкой временщика Фуке. В эти годы Л. создал поэму «Адонис» («Adonis», 1658), драматическую эклогу «Климена» («Climène», ок. 1658), фрагменты поэмы «Сон в Во» («Le songe de Vaux», 1658—61), мадригалы, послания, баллады, для которых характерен прециозный стиль. После ареста Фуке Л. написал элегию «К нимфам в Во» («Aux nymphes de Vaux», 1662) и «Оду королю...» («L’ode au roi...», 1663), в которых выразил сочувствие заточенному в тюрьму временщику, вследствие чего навлек на себя немилость Людовика XIV и его министра Кольбера. В 1663 Л. был выслан в Лимож. Второй период деятельности Л. отмечен его закреплением на позициях классицизма. Зависимость Л. от аристократич. покровителей отразилась в его благочестивой поэме «Св. Малх в плену» («La captivité de Saint Malc», 1673), дидактич. поэме «Хина» («Le quinquina», 1682) и др. Уступки прециозным вкусам сочетаются с овеянными поэзией страницами в галантной

Ж. Лафонтен

67

повести «Любовь Психеи и Купидона» («Les amours de Psyché et de Cupidon», 1669). Иной характер носят веселые, озорные «Сказки и рассказы в стихах» («Contes et nouvelles en vers», livres 1—5, 1665—85; в 1674 изд. было запрещено Кольбером и временно перенесено в Голландию) и его знаменитые «Басни» («Fables», livres 1—6, 1668; livres 7—11, 1678—79). В них Л. предстает как выдающийся сатирик, вольнодумный мыслитель (близкий впоследствии материалистич. учению П. Гассенди), продолжатель ренессансных традиций в лит-ре. В стихотв. «Сказках», обрабатывая сюжеты, чаще всего почерпнутые из ренессансной новеллистики, Л. в игривой, нередко фривольной форме осмеивал насильников, толстосумов, церковников-ханжей, приверженцев косной старины. Новый творч. подъем намечается в поэме «Филемон и Бавкида» («Philémon et Baucis», 1685) и особенно в «Послании епископу Суассонскому Юэ» («L’épître à monseigneur l’évêque de Soissons...», 1687), где Л. активно вмешивался в известный спор «древних и современных», выступая сторонником первых. В 1694 Л. опубл. последнюю книгу «Басен». «Басням» Л. обязан своей славой одного из величайших нар. поэтов Франции. В них особенно наглядно раскрылись отличит. черты Л., определяющие его своеобразное место в классицизме: интерес к низшим, с точки зрения эстетики классицизма, жанрам (Н. Буало прошел мимо басни и творчества Л. вообще в своем «Поэтическом искусстве»), стремление опереться на нар. мудрость и традицию фольклора, отразить взгляды простых людей, глубоко нац. характер творчества, склонность к иносказанию, к иронич. насмешке, тяготение к широкому охвату действительности. В «Баснях» проходит вся Франция 2-й пол. 17 в., начиная от крестьянина-бедняка и кончая монархом и его аристократич. окружением. Используя антич. образцы (Эзоп, Федр), произв. инд. баснописцев, нар. традиции т. н. животного эпоса, Л. преодолел с годами присущую его предшественникам суховатую нравоучительность. Великолепно владея мастерством лаконичной композиции, виртуозно применяя вольный стих, Л. драматизировал басню и чрезвычайно расширил (прежде всего в сб-ках 70-х гг.) ее реалистич. изобразит. возможности. Примечательны и лирич. достоинства басен Л., передающего в них многообразную гамму личных переживаний — от язвит. иронии до элегич. грусти и высокого гражд. пафоса.

Нек-рые просветители (Г. Э. Лессинг, Ж. Ж. Руссо) порицали Л. за чрезмерное внимание к худож. началу и настаивали на дидактич. назначении басни. Однако в дальнейшем большинство крупных баснописцев пошло по пути, проложенному Л. С особым успехом реалистич. возможности басенного иск-ва, выявленные Л., были использованы рус. баснописцами конца 18 — нач. 19 вв. во главе с И. А. Крыловым. Недоброжелательность королевской власти к Лафонтену А. С. Пушкин объяснял вольнодумным, антицерк. характером его творчества (см. ст. «О ничтожестве литературы русской», в кн.: «Пушкин-критик», 1950, с. 402).

<Илл. см. на вклейке между стр. 64—65.>

Соч.: Œuvres, éd. par H. Regnier, t. 1—11, P., 1883—92 et Album, P., 1897; Fables, contes et nouvelles, [2 éd.], P., 1954 (Bibliothèque de la Pléiade); Œuvres diverses, 2 éd., P., 1958 (Bibl. de la Pléiade); Fables choisies mises en vers, P., [1962]; Œuvres choisies, [сост. Н. П. Козлова], М., [1964]; в рус. пер. — Басни, СПБ, 1896; Басни (Полн. собр.), под ред. А. Введенского, т. 1—2, СПБ, 1901; Любовь Психеи и Купидона. Пер. и ст. А. А. Смирнова и Н. Я. Рыковой, М. — Л., 1964.

Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946 (ст. С. С. Мокульского); Виппер Ю. Б., Самарин Р. М., Курс лекций по истории заруб. лит-р XVII в., М., 1954; Томашевский Б. В., Пушкин и Лафонтен, в его кн.: Пушкин и Франция, Л., 1960; Виндт Л., Ж. Лафонтен, в кн.: Писатели Франции. Сост. Е. Г. Эткинд, М., 1964; Walckenaer A., Histoire de la vie et des ouvrages de J. de La Fontaine, P., 1820; Marty-Laveaux Ch., Essai sur la langue de La Fontaine, P., 1853; Taine H., La Fontaine et ses fables, 3 éd., P., 1860; Lafenestre G., La Fontaine, P., 1895; Vossler K., La Fontaine und sein Fabelwerk, Hdlb., 1919; Gohin F., L’art de La

68

Fontaine dans ses fables, P., 1929; Couton G., La poétique de La Fontaine, P., 1957; Clarac P., La Fontaine. L’homme et l’œuvre. Nouv. éd., P., 1959; его же, La Fontaine par lui-même, P., [1963]; Kohn R., Le goût de La Fontaine, P., 1962; Bibliographie des œuvres de La Fontaine, par le comte de Rochambeau, P., 1911.

Ю. Б. Виппер.