45

ЛАТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — литература народов Зап. Европы после 5 в., развивавшаяся на лат. яз. Л. л. играла ту же историч. роль, что византийская литература в Вост. Европе, она была связующим звеном между античностью и новыми нац. лит-рами. Значение ее огромно: в раннее средневековье она была единственной, в зрелое средневековье — одной из ведущих письм. литератур. Ср.-век. латынь была живым языком культурной прослойки об-ва, языком духовенства, философов, теологов, междунар. общения, суда, управления, богослужения. Так как единств. культурной прослойкой европ. об-ва вплоть до 11—12 вв. было духовенство, в Л. л., включая историю, энциклопедические «семь благородных наук» (грамматика, риторика и т. д.), преобладало религ. содержание. В прозаич. Л. л. распространены жития, «видения», проповеди, в поэзии — дидактич. эпос, лирич. гимны и секвенции. Однако светские тенденции, опираясь на антич. культуру и усваивая мотивы нар. творчества, сохраняются и в отд. эпохи подъема (напр., в 12 в.), достигая такой силы, что можно говорить о своеобразном «средневековом гуманизме».

Началом Л. л. можно считать, во-первых, христ. лит-ру на лат. яз. — гимны Амвросия, аллегорико-психологич. поэмы Пруденция, письма «цицеронианца» Иеронима, «Исповедь» Августина с ее углубленным самоанализом; во-вторых, такие светские соч. поздней античности, как школьные учебники, компендии (Марциан Капелла), повести о Троянской войне (см. Диктис Критский), об Аполлонии Тирском (сюжет использован Шекспиром в «Перикле»), об Александре Македонском. В течение 5 — нач. 6 вв. Л. л. продолжает существовать провинц. центрах и при дворах варварских королей; к этому времени относятся стихи, письма и речи Аполлинария Сидония (Галлия, р. ок. 430 — ум. ок. 488) и Эннодия (Сев. Италия, ум. 521), творчество последнего философа античности — Боэция и последнего поэта античности — Венанция Фортуната (ум. ок. 600). К концу 6 в. постепенно закрываются светские риторич. школы, традиция антич. образования прекращается, наступают т. н. темные века (ок. 6—8 вв.). Хранителями культуры остаются монастыри, преим. в Италии («Виварий» Кассиодора, 6 в.), в Испании (энциклопедист Исидор Севильский, 7 в.), в Ирландии и Англии (поэт Колумбан, 7 в., историк Беда Достопочтенный, 8 в.).

Культурное оживление в Центр. Европе начинается при Карле Великом (т. н. Каролингское Возрождение). Центр его — придворная «академия» в Ахене. Ее старшее поколение образуют приезжие писатели и ученые: историк и поэт Павел Диакон из Италии (740—801), поэт и педагог Алкуин из Англии (735—804), автор ярких нравоописат. стихов и писем Теодульф из готской Галлии (750?—821); их учениками были франки: поэт Ангильберт (ум. 814), биограф Карла Великого Эйнхард (ум. 840), панегирист Людовика Благочестивого Эрмольд Нигелл и др. Но вскоре после смерти Карла «академия» прекращает свою деятельность, и культура 9 в. вновь сосредоточивается в монастырях: энциклопедист Храбан Мавр (784—856), крупнейший философ раннего средневековья Иоанн Скот Эриугена (р. ок. 810— ум. ок. 877), поэт Валафрид Страбон (808—849), гимнограф Ноткер Заика (840—912). Традиции светской культуры живут лишь в придворной лирике Седулия Скота (ум. ок. 860), в историч. эпосе («Деяния Карла» Сакса), в силлабо-тонич. стихах, близких нар. песням (т. н. каролингские ритмы), в героич. поэме «Вальтарий»

46

(автором считают монаха Эккехарта, ум. 933) на сюжет герм. сказаний. В 10 в. эти светские тенденции усиливаются вновь, находя поддержку при императорском дворе Оттонов в Германии: оживают точные науки (Герберт Орильякский, 950—1003), появляются черты сатиры и памфлета в письмах и трактатах Ратхера Веронского (890—974), в историч. публицистике Лиутпранда Кремонского (ок. 920 — ок. 970), своеобразные комедии, соединяющие христ. содержание с антич. формой, пишет Хросвита; оживают связи с Византией и араб. миром, распространяются повести и поэмы на антич. темы. На рубеже 11 в. появляется лат. любовная лирика («Кембриджские песни»), ок. 1050 создается «Руодлиб», первый европ. рыцарский роман в лат. стихах.

Новый период Л. л. начинается с 11 в., когда она, связанная с соборными школами, ун-тами, канцеляриями юристов, соприкасается с рыцарской лит-рой на новых языках; осн. культурный центр перемещается из Германии во Францию. С греч. и особенно араб. языков переводятся соч. антич. ученых и комментарии к ним. Философ. движение находит выражение в споре номинализма с реализмом; любопытно, что и философ-богослов Абеляр и его противник Бернар Клервоский были талантливыми поэтами. Политич. борьба 12 в. подвергается философ. осмыслению в соч. Иоанна Солсберийского, история — в «Хронике» Оттона Фрейзингского. Пишутся многочисл. трактаты по поэтике, часто в стихах. Расцветает подражание древнерим. поэтам, особенно Овидию (элегии и послания Хильдеберта Турского, дидактич. эпос Марбода Реннского, переложения «Героид» и «Метаморфоз» Бальдерика Бургейльского — т. н. амьенская школа). Получает развитие сатирич. лит-pa, часто направленная против духовенства и монахов, подчиняющая себе даже традиц. дидактич. жанры (сатиры Амарция, 11 в., философ. эпос Алана Лилльского, 12 в., влияние к-рого чувствуется у Данте и Мильтона); ее лучшие представители — Вальтер Мап («Придворные забавы») и Нигел Вирекер («Зеркало глупцов»). Во множестве пишутся историч., мифологич. сказочные поэмы («Деяния Фридриха» Готфрида Витербского, «Александрия» Вальтера Шатильонского, «Изенгрим» Ниварда Гентского). Религ. поэзия обновляется в творчестве Адама Сен-Викторского, создателя новой формы секвенции; впервые создается религ. драма («Действо об антихристе»). Наконец, к концу 12 в. по всей Европе распространяется оригинальная любовная и сатирич. поэзия вагантов, давшая таких мастеров, как Гуго Орлеанский, Архипиита и уже упомянутый Вальтер Шатильонский. Развиваясь вглубь, Л. л. распространяется и вширь: в 11—12 вв. она уже не ограничивается Зап. Европой, но распространяется в Вост. и Сев. Европе: Дании, Польше, Чехии, Венгрии, Далмации. Здесь ведущим жанром Л. л. была на первом этапе историч. хроника: в Чехии — Козьма Пражский (р. ок. 1045 — ум. ок. 1125); в Польше — Галл Аноним (конец 11 — нач. 12 вв.); в Венгрии — Миклон (11 в.) и Аноним (ок. 1172—1196); в Далмации — Фома Архидиакон (13 в.). Из историч. хроник, вобравших материал нар. легенд, черпали многие позднейшие писатели («История датчан» Саксона Грамматика стала одним из источников «Гамлета» Шекспира). Позднее в Л. л. Вост. Европы появляются стихи, развивается техника ритмич. и рифмов. прозы (Венгрия), появляются выдающиеся лат. проповедники (чех Йиндржих Здик, 12 в.).

С усилением власти папства в Л. л. 13 в. уже полностью господствует религиозная идеология. Это век подведения итогов ср.-век. культуры: Альберт Великий (ум. 1280) и Фома Аквинский (ум. 1274) обобщают богословскую и философ. науку своего времени, широко опираясь на лат. переводы Аристотеля; Винцент из

47

Бове (ум. ок. 1264) составляет три «Зерцала» — огромную энциклопедию всех наук; Яков Ворагинский (ум. 1298) создает классич. свод сказаний о святых «Золотая легенда»; Цезарий Хейстербахский пишет такого же рода «Беседы о чудесах». Однако к 13 в. относится составление популярного сб. притч и новелл «Римские деяния» и самого обширного свода вагантской поэзии (Carmina Burana). С др. стороны, в поэзии усиливаются мотивы интимного религ. переживания, мистики и экстаза (гимны Dies irae и Stabat Mater); наибольшей силы достигает эта мистич. струя в Л. л. Германии и Нидерландов в след. век (Рейсбрук Дивный, 1293—1381; Фома Кемпийский, автор «Подражания Христу», 1380—1471). В то же время прогрес. мысль Европы, в к-рой закладываются основы нового гуманизма эпохи Возрождения, все шире начинает проникать в литературу на новых, нац. языках, привлекая лучшие худож. силы. Ведущим центром нового гуманизма становится Италия. Данте пишет (еще по-латыни) свою апологию итал. языка («О народном языке»), в Болонье и Падуе образуются кружки ученых поэтов-гуманистов, стремящихся сочетать антич. стиль с новыми идеями (Джованни дель Вирджилио, Альбертино Муссато — автор историч. соч. и политич. трагедии «Эцеринис»); в их творчестве складывается система жанров и стилей, характерная для наступающей эпохи.

Эпоха Возрождения (14—16 вв.) кладет конец естеств. развитию Л. л. Распространяется культ древних классиков, подражание им становится законом, язык и стиль живой ср.-век. латыни представляются варварским вырождением и осмеиваются; из общедоступного средства общения латынь (см. Латинский язык) становится достоянием изысканно эрудированных стилистов («цицеронианство», 15—16 вв.); в то же время расцветает лит-pa на новых языках, оттесняя и вытесняя латинскую. Ренессансная Л. л. огромна (достаточно вспомнить Ф. Петрарку, Дж. Фр. Браччолини, Я. Саннадзаро, П. Бембо, Иоанна Секунда, К. Цельтиса, Яна Паннопия и др.). Произв., связанные с философ., религ. и политич. жизнью того времени, представляют для нас особый интерес (Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Томас Мор). Начиная с 17 в. Л. л. постепенно иссякает, сохраняясь лишь в школьных упражнениях, в философии, науке (по-латыни писали Б. Спиноза, И. Ньютон, М. В. Ломоносов), в обиходе католич. церкви.

Лит.: Голенищев-Кутузов И. Н., Влияние лат. лит-ры IV—V вв. на лит-ру средневековья и Ренессанса, «ВДИ», 1964, № 1; Фортунатов А. А., Алкуин как деятель Каролингского Возрождения, «Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та», 1941, т. 3, 1948, т. 8; Шишмарев В. Ф., У истоков итал. лит-ры, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1941, № 3; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters, Bd — 3, Münch., 1911—31; Raby F. J. E., History of Secular Latin poetry in the middle ages, v. 1—2, 2 ed., Oxf., 1957; Franceschini, Lineamenti di una storia letteraria del Medioevo latino, Mil., 1944; Ghellinck J. de, La littérature latine au Moyen âge, v. 1—2, P., 1939; Renucci P., L’aventure de l’humanisme européen au Moyen-âge, P., 1953; Curtius E. R., La littérature européenne et le Moyen âge, P., 1956; Györffy György, Krónikáink és a magyar östörténet, Bdpst, 1948; Plezia M., Najstarsza poezja polsko-łacińska, Wr., 1952; Dějiny české literatury, v. 1, Praha, 1959; Maurer F., Dichtung und Sprache des Mittelalters, Bern, 1963.

И. Н. Голенищев-Кутузов, М. Л. Гаспаров.