- 30 -
ЛА́О ШЭ (псевд.; наст. имя — Шу Шэ-юй, второе имя — Шу Цин-чунь; р. 1899, Пекин) — кит. писатель, литературовед, обществ. деятель. Маньчжур по национальности, выходец из бедной солдатской семьи. Профессор, депутат Всекит. собрания нар. представителей. Окончил учит. семинарию (1918). С 1924 по 1930 преподавал кит. яз. на вост. ф-те Лондонского университета. Начал писать в Англии. Первые романы — «Философия Чжана» («Лао Чжан-ды Чжэ-сюэ», 1926), «Чжао Цзы-юэ» (1927) и «Двое Ма» («Эр Ма», 1928), рисующие развитие бурж. отношений в Китае, проникновение иностранного капитала, отмирание феод. системы — принесли ему известность. Впечатления о пребывании в Сингапуре легли в основу романа «День рождения маленького По» («Сяо По-ды шэнжи», 1931). Сатирич. роман «Записки о Кошачьем городе» («Маочэн цзи», 1933) высмеивает гоминдановский режим в Китае. В 30-е гг. в творчестве Л. Шэ появляется новый герой — забитый и обездоленный «маленький» человек: романы «Развод» («Лихунь», 1933), «Рикша» («Лото Сян-цзы», 1935, рус. пер. 1956) и др.
В годы япон. оккупации (1937—45) Л. Шэ — один из активных руководителей «Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства по отпору врагу». В романе «Сожжение» («Хоцзан», 1940), в драмах «Вопрос чести» («Мянь-цзы вэньти»), «Клочья тумана» («Цаньу», 1940), «Кто первым прибыл в Чуньцин» («Шуй сянь даола Чунцин»), «Государство превыше всего» («Гоцзя чжишан», 1943) автор клеймит позором предателей родины, воспевает героизм и мужество кит. народа, дружбу между людьми разных национальностей. В 1946 Л. Шэ выехал в США, где закончил трилогию «Четыре поколения одной семьи» («Сы ши тун тан») о япон. оккупации территории Китая. С возвращением на родину в 1949 начался новый этап в творчестве Л. Шэ. Драмы «Фан Чжэнь-чжу» (1950),
- 31 -
«Драконов ус» («Лунсюйгоу», 1950), «Этому не бывать» («Сиван чанъань», 1956), «Чайная» («Чагуань», 1957) и др., отразившие формирование новой пролет. идеологии в сознании различных слоев кит. народа, выдвинули Л. Шэ в число ведущих писателей совр. Китая. В 1961 вышли историч. драма «Кулак во имя справедливости» («Ихэтуань»), посвященная Ихэтуаньскому восстанию (1899—1901) против империализма, и «Прозрение Хэ-чжу» («Хэ-чжу пэй») — переработка одноим. сычуаньской драмы.
Соч. в рус. пер.: Рассказы, М., 1954; Соч., т. 1—2, М., 1957.
А. Антиповский.