Коротков Ю. Н. Лавров П. Л. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 959—961.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-9592.htm

- 959 -

ЛАВРО́В, Петр Ла́врович [2(14).VI.1823, с. Мелехово Великолукского у. Псковской губ., — 25.I(6.II).1900, Париж] — рус. революц. деятель, философ, публицист, критик. В 1852—66 — проф. математики в Артиллерийской академии. Публицистич. деятельность начал в 1857. В 1861 — ред. философ. отдела «Энциклопедического словаря», а со 2-го т. — гл. редактор. В 1862 сблизился с Н. Г. Чернышевским, вступил в тайное революц. общество «Земля и воля». В 1863—66 — негласный ред. «Заграничного вестника». В 1867 сослан в Вологодскую губ. В ссылке написал знаменитые «Исторические письма» (опубл. в «Неделе», 1868—69), сделавшие его родоначальником рус. субъективной школы в социологии и ставшие значит. идейным фактором движения молодежи «в народ»; в «письмах» доказывалась необходимость создания политич.

- 960 -

партии и выяснялся нравственный идеал рус. революционера. В 1870 бежал за границу, вступил в 1-й Интернационал, участвовали в Парижской Коммуне; познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом (1871), с к-рым впоследствии сблизился. Издавал «Вперед!» — непериодич. сб., к-рый был гл. источником знакомства рус. читателей с зап.-европ. рабочим и социалистич. движением. С 1882 до конца жизни жил под чужой фамилией в Париже. Редактировал вместе с Л. А. Тихомировым «Вестник Народной, воли» (1883—86, т. 1—5), участвовал в издании «Материалов для истории русского социально-революционного движения» (1893—96). За полвека лит. деятельности сотрудничал во множестве легальных рус. газет и журналов (часто под псевд., к-рых выявлено 56), в заграничной рус., франц., нем., англ. социалистич. прессе. Автор мн. политич. стихов, в т. ч. революц. песни «Отречемся от старого мира».

Мировоззрение Л. сформировалось к концу 50-х гг. Свою философию Л. называл антропологизмом («Антропологическая точка зрения в философии», 1862); в теории познания был кантианцем, в социологии — субъективным идеалистом. По словам Ф. Энгельса, Л. старался «...из самых различных систем и теорий выбрать наилучшее...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 518). В 70-х гг. испытал влияние К. Маркса, считал себя последователем его учения, но сомневался в применимости марксизма к рус. условиям. Мысли А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского о социалистич. природе крест. общины Л. сочетал с идеей об особой роли интеллигенции в освободит. движении — с теорией «критически-мыслящих личностей»; именно они, опираясь на широкое нар. движение, совершат политич. переворот одновременно с «социальным», т. е. социалистическим.

Иск-во Л. рассматривал преим. в его отношении к прогрессу обществ. мысли, к истории цивилизации; он высоко ценил произв., проникнутые духом борьбы за определенное мировоззрение (ст. «Кому принадлежит будущее?», в сб.: Вперед!, т. 2, 1874). Однако при этом тенденция в иск-ве должна являться сама собой, а содержание должно облекаться в «стройную форму», проникнутую «подлинным пафосом». По Л., все худож. произв. заключают в себе элементы как прогрессивные, так и консервативные не только по содержанию и действию на публику, но и «...по участию рассматриваемого произведения в борьбе художественных школ с точки зрения приемов, композиций, техники и т. д.» («Письмо провинциала о задачах современной критики», см. «Отечественные записки», 1868, № 3, с. 125). Критика, по мнению Л., дополняет творчество, доставляя ему жизнь и развитие. Критик обязан развивать, защищать «определенное теоретическое миросозерцание, определенный практический идеал», используя худож. произв. лишь как «документ», как «свидетеля» (ст. «Письмо в редакцию», см. «Библиограф», 1869, № 1, с. 3), однако при этом он должен соизмерять свои суждения с результатами науки и требованиями жизни. В нек-рых поздних работах (напр., «Научные основы истории цивилизации») Л. резко обособляет художественность от истинности и справедливости идеи произв.; полагает, что расцвет иск-ва отнюдь не связан с социально-политич. прогрессом, а роль иск-ва в развитии обществ. мысли и цивилизации постепенно убывает.

Л. высоко оценивал Чернышевского и Герцена как мыслителей и социологов. В И. С. Тургеневе он видел бессознательного подготовителя и участника рус. революц. движения, хотя его произведения обычно представляют «неполную картину наблюдаемого им движения». Л. отрицательно отзывался об антинигилистич. романах Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского, В. П. Авенариуса, В. П. Клюшникова («О задачах

- 961 -

современной критики»), о критической деятельности П. В. Анненкова («Турист-эстетик», «Дело», 1879, № 10), о речи Ф. М. Достоевского на пушкинском празднике; одним из первых критиковал учение Л. Н. Толстого о «непротивлении злу» («Старые вопросы», «Вестник Народной воли», Женева, 1886, № 5).

Писал о У. Шекспире, Ч. Диккенсе, У. Теккерее, Дж. Элиот, А. Мюссе, Э. Золя, В. Гюго, Г. Лонгфелло, Г. Э. Лессинге и др. писателях. Одним из первых Л. заинтересовался пролетарской поэзией Зап. Европы (Г. Гервег, Э. Элиот и др.), первым в рус. критике высоко оценил поэзию У. Уитмена («Отечественные записки», 1882, № 7). Л. внимательно изучал личность и биографию писателя, давал острые социальные и политич. характеристики, стремился найти в худож. произв. индивидуальное выражение осн. тенденций данной культурной эпохи.

Соч.: Собр. соч., сер. 1, 3—6, П., 1917—20 (не законч.); Избр. соч. на социально-политич. темы, т. 1—4, М., 1934—35 (не законч., имеется библ.); Философия и социология. Избр. произведения, т. 1—2, М., 1965; Цивилизация и дикие племена, «Отечественные записки», 1869, № 5, 6, 8, 9; Г. А. Лопатин, П., 1919; Важнейшие моменты в истории мысли, М., 1903 (под псевд. А. Доленги); Этюды о зап. лит-ре, П., 1923; И. С. Тургенев и развитие рус. об-ва, в кн.: Клеман М. К., И. С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников, М. — Л., 1930; Стихи, в кн.: Вольная рус. поэзия второй пол. 19 в., [Л., 1959].

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., [М.], 1951; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 376—77, 400; Плеханов Г. В., Письмо к П. Л. Лаврову, Соч., т. 2, М. — Л., 1925; его же, Конспект речи в день похорон П. Л. Лаврова, в кн.: Лит. наследие Плеханова, сб. 1, М., 1934; Чернышевский Н. Г., Антропологический принцип в философии, Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950; Ильинский Л., П. Л. Лавров-журналист, «Вестник лит-ры», 1920, № 2; П. Л. Лавров. Статьи, воспоминания, материалы, П., 1922; Книжник-Ветров И., П. Л. Лавров, 2 изд., М., 1930; его же, П. Л. Лавров и Н. Г. Чернышевский в 1860—1862 гг., в кн.: Лит. наследство, т. 7—8, М., 1933; Витязев Ф., П. Л. Лавров и Салтыков [-Щедрин], там же, т. 13—14, М., 1934; Витязев Ф., П. Л. Лавров и его корреспонденты, в кн.: Лит. наследство, т. 19—21, 1935, с. 257—72; История рус. лит-ры XIX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962; Meijer J. M., Lavrov and Russian literature, в кн.: Analecta slavica; a Slavica miscellany, Amst., 1955, p. 135—43.

Ю. Н. Коротков.