942
КЬЯРЕ́ЛЛИ (Chiarelli), Луиджи (7.VII.1880 или 1884, Трани, — 20.XII.1947, Рим) — итал. драматург. Его лучшая пьеса «Маска и лицо» («La maschera e il volto», 1916), положившая начало итал. «театру гротеска», содержала протест против лицемерия бурж. морали, вынуждающей человека прятать свое истинное лицо под уродливой, античеловеч. маской. Комедия была положительно оценена А. Грамши, к-рый считал, что она имела «...большое значение для эстетического воспитания публики...» («Letteratura e vita nazionale», [Torino], 1950, p. 287). Последующие пьесы К., также написанные в манере «гротеска»: «Шелковая лестница» («La scala di seta», 1917), «Химера» («Chimere», 1919), «Фейерверк» («Fuochi d’artificio», 1923) и др., уже менее оригинальны. В годы фашизма К. не создал ничего значительного. Под влиянием событий Сопротивления К. написал революц.-символич. пьесу «Театр в огне» («Il teatro in fiamme», 1945), напоминающую «Зори» Э. Верхарна. Она была поставлена, но не имела успеха. В последней пьесе «Существование» («Essere», опубл. 1953) К. обратился к проблематике экзистенциализма; с помощью абстрактных персонажей-символов он попытался изобразить «извечный» метафизич. конфликт между существованием и сущностью.
Соч.: Varietà, y. 1—2, Torino, 1934.
Лит.: Antonini G., Il teatro contemporaneo, Mil., 1927; D’Amico S., Il teatro italiano, 2 ed., Mil., 1937; Tonelli L., Il teatro contemporaneo italiano, Mil., 1936.
Р. И. Хлодовский.