940
КЬЕ́РКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard), Сёрен-Обю (5.V.1813, Копенгаген, — 11.XI.1855, там же) — дат. писатель, философ, теолог. Род. в богатой купеч. семье, получил строгое религ. воспитание. В 1830 поступил в Копенгаг. ун-т, в 1840 стал кандидатом теологии, в 1841 — магистром. Магистерскую диссертацию посвятил теме «О понятии иронии» (1841). Философию Гегеля, от к-рой К. отталкивался, он подверг критике за ее абстрагированный от всего личного аспект. В поисках абсолютной свободы К. рассматривает человека как существо трагически одинокое и обреченное; путь к подлинно глубокому и содержательному существованию ведет к познанию бога, и проходит этот путь через ощущение человеком своей беспомощности перед силами бытия (чувство метафизич. «отчаяния»). Произв. К. являются тонкими психологич. очерками, рисующими умственную жизнь бурж. общества 19 в. Таковы «Дневник соблазнителя» и др. части осн. соч. К. «Или — или» («Enten — eller», 1843), а также «Стадии жизненного пути» («Stadier paa livets vej», 1845). Противопоставляя себя преобладавшей в дат. лит-ре 30-х гг. у П. А. Хейберга и др. эстетизирующей тенденции, К. ставит выше этич. начало и еще выше — религиозное. Изобличая половинчатость бурж. личности, К. подготовил девиз ибсеновского Бранда: «все или ничего!». Показывая трагич. неустойчивость судьбы человека в совр. обществе, К. предваряет идею Ф. Кафки об абсолютной беспомощности человека. Эстетич. идеи К. нашли выражение в одном из лучших его этюдов о «Дон-Жуане» Моцарта. В 60—70-е гг. писатели сканд. стран, стремившиеся к созданию реалистич. лит-ры (Г. Брандес, Г. Ибсен и др.), видели в К. одного из зачинателей борьбы против романтич. приукрашивания действительности, за беспощадную правдивость иск-ва и за цельность человека. Между тем эту цельность К. понимал метафизически как некую иррац. независимость духа. В бурж. философии и эстетике 20 в. поднимают на щит реакц. стороны творчества К., его учение становится одним из источников экзистенциализма.
Соч.: Samlede vaerker, bd 1—15, Kbh., 1920—36; Papirer, bd 1—20, Kbh., 1909—48; в рус. пер. — Наслаждение и долг. Афоризмы эстетика. Дневник соблазнителя, [СПБ], 1894; Несчастнейший. Афоризмы, «Северные сборники», кн. 4, СПБ, 1908.
Лит.: Гёффдинг Г., Потомок Гамлета, «Северные сборники», кн. 4, СПБ, 1908; Brandes G., S. Kierkegaard, Kbh., 1877; Geismar E., S. Kierkegaard, Gött., 1929; Przywara E., Das Geheimnis Kierkegaards, Münch., 1929; Kassner B., S. Kierkegaard, Hdlb., 1949; Diem H., Die Existenzdialektik von S. Kierkegaard, Z., 1950; Hohlenberg J., S. Kierkegaard, L., 1954.
В. Г. Адмони.