- 908 -
КУПРИ́Н, Александр Иванович [26.VIII(7.IX).1870, г. Наровчат Пензенской губ., — 25.VIII.1938, Ленинград] — рус. писатель. Род. в небогатой чиновничьей семье (отец — письмоводитель в канцелярии мирового посредника, мать — из оскудевшего древнего рода тат. князей Куланчаковых). Детство и юность К. прошли в Москве, куда его мать приехала после смерти мужа. В 1877—80 К. воспитывался в Разумовском пансионе. 10 лет провел в закрытых военных учебных заведениях (1880—90). Пребывание в кадетском корпусе, тяжелый казарменный режим и «бурсацкие» нравы К. впоследствии изобразил в автобиографич. повести «На первых порах» [1900, послед. назв. — «На переломе („Кадеты“)»].
- 909 -
Жизнь в Александровском уч-ще нашла отражение в романе «Юнкера» (написан в эмиграции в 1928—32). В корпусе К. начал писать стихи — в рукописи сохранилось ок. 30 стих. интимно-лирич. и гражд. характера, в т. ч. сатирич. «Ода Каткову» (1886) и стих. «Сны» (1887), рисующее казнь народовольца. В 1889 К. опубл. в моск. «Русском сатирическом листке» первый рассказ «Последний дебют». По окончании воен. уч-ща (1890) К. в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, размещенный в Подольской губ., где прослужил 4 года. К. много пишет в это время. В петерб. журн. «Русское богатство» опубл.: повесть «Впотьмах» (1893), рисующая картины провинц. жизни, рассказы «Лунной ночью» (1893) и «Дознание» (1894, первое назв. — «Из отдаленного прошлого»). Уже в рассказе из воен. быта «Дознание» проявились нек-рые черты, характерные для последующего творчества К.: психологизм, реалистич. изображение быта; наметился образ любимого героя — русского интеллигента, выходца из демократической среды, человека гуманного, совестливого, но предающегося рефлексии, ранимого жизненными противоречиями.
В 1894 К. оставил воен. службу, переехал в Киев и стал проф. литератором. В газ. «Жизнь и искусство», «Киевское слово» и «Киевлянин» К. публикует рассказы, очерки, стихи, репортерские заметки, фельетоны, судебные отчеты, лит. и театр. рецензии. В 1895 в «Киевском слове» появилась серия очерков К. под общим заглавием «Киевские типы» («Студент-драгун», «Днепровский мореход», «Будущая Патти», «Лжесвидетель», «Певчий», «Пожарный» и др.), свидетельствовавшая о становлении мастерства худож. типизации и бытописательства. Ранние рассказы К., частично вошедшие в первый сб. «Миниатюры» (1897): «Ясь» (1894, др. назв. — «Славянская душа»), «Безумие» (1894), «Нервы» (1895, др. назв. — «Мясо») и др., представляли собой психологич. этюды, посвященные темам любви, смерти, дружбы, безумия и т. п. В 1896 К. совершил поездку по заводам Донецкого бассейна (на одном из них он нек-рое время работал), результатом чего явилось неск. очерков («Рельсопрокатный завод», «Юзовский завод», оба в 1896) и большая повесть «Молох» (1896) — яркий обществ. протест против Молоха-капитализма. След. год (1897) К. провел в Полесье (охотился, выращивал махорку, служил псаломщиком). Полесские впечатления отразились в ряде рассказов: «Лесная глушь» (1898), «Оборотень» (1901, др. назв. — «Серебряный волк»), «На глухарей» (1906), и в повести «Олеся» (1898), в к-рой впервые сильно зазвучала тема большой любви, столь характерная для последующего творчества К. Мн. произв. этих лет посвящены изображению воен. быта: повесть «Кэт» (1897, др. назв. — «Прапорщик армейский»), рассказы «Ночная смена» (1899), «В походе» (1901, др. назв. — «Поход») и др. В 1901 К. поселился в Петербурге. В 1899 он знакомится с А. П. Чеховым, в 1902 — с М. Горьким и группой писателей-«знаньевцев» (см. «Знание»). В годы, предшествовавшие русской революции 1905—07, К. создает лучшие свои рассказы: «В цирке» (1902), «На покое» (1902), «Болото» (1902), «Трус» (1903), «Конокрады» (1903), «Мирное житие» (1904, опубл. во 2-м сб-ке «Знание»), «Корь» (1904), «Жидовка» (1904) и др. Рассказ «В цирке» заслужил одобрение Л. Н. Толстого: «...сим извещаю Вас, — писал Чехов Куприну 22 янв. 1902, — что Вашу повесть „В цирке“ читал Л. Н. Толстой и что она ему очень понравилась» (Собр. соч., т. 19, 1950, с. 229). В 1905 К. публикует в 6-м сб. «Знание» наиболее значит. свое произв. — роман «Поединок» с посвящением М. Горькому. Созданный на автобиографич. основе (события романа развертываются весной и летом 1894, когда К. еще служил в полку и когда в рус. армии спец. приказом были только что введены офицерские дуэли), «Поединок»
- 910 -
содержит суровую критику рус. воен. сословия, обличение затхлости воен. быта, ограниченности рус. офицерства, его изолированности от жизни и обществ. борьбы. С болью и сочувствием нарисован образ рус. солдата, доведенного бессмысленной муштрой до потери человеч. облика. После поражения царской армии в русско-япон. войне «Поединок» прозвучал как гневное разоблачение гнилости царизма, объясняющее истоки его неизбежных воен. неудач. Огромный обществ. резонанс «Поединка» был вызван тем, что это — явление большого реалистич. иск-ва, в к-ром беспощадно правдивое изображение «ужаса и скуки военной жизни» сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, переживающего серьезный нравств. перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых кастовых предрассудков. Созданный под благотворным влиянием Горького, «Поединок» содержал также романтич. проповедь свободолюбия и уважения к человеч. личности.
Откликом на революцию 1905 явился очерк «События в Севастополе» (1905), в к-ром К. описывал расправу вице-адмирала Г. П. Чухнина с матросами восставшего крейсера «Очаков» (писатель был очевидцем этих событий и помогал спасению бежавших с «Очакова» матросов). На гребне революц. волны были созданы и рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни» (1906), «Бред» (1906) и «Гамбринус» (1907) — пламенный гимн силе человеч. духа и иск-ву.
В годы реакции, последовавшие за поражением первой рус. революции, К. порывает со «Знанием», испытывает настроения разочарования. В это время появляются его рассказы «Морская болезнь» (в сб. М. Арцыбашева «Жизнь», 1908), «Ученик» (1908), «Искушение» (1910) и др. Однако и в десятилетие, предшествовавшее Октябрьской революции, К. создал много значит. произв.: «Изумруд» (1907), «Суламифь» (1908), рассказы «Свадьба» (1908), «Телеграфист» (1911), «Гранатовый браслет» (1911), «Черная молния» (1913), «Анафема» (1913), «Гога Веселов» (1916), «Канталупы» (1917) и др. Большое место в творчестве К. этой поры занимает худож. очерк — один из любимых жанров писателя. В серии очерков «Листригоны» (1907—11), посвященных балаклавским рыбакам, К. любовно изобразил людей труда, их жизнь и работу, мужество, душевную красоту. Заграничные впечатления отразились в путевых очерках «Лазурные берега» (1912). В 1908—15 К. работал над большой повестью «Яма» (1 ч., 1909, 2 ч., 1914—15), обличающей проституцию — одну из социальных язв бурж. об-ва. Повесть была произв. реалистическим и антибуржуазным по своей направленности. Однако известная нечеткость авторского замысла выразилась в композиц. рыхлости, в элементах натурализма, окрашивающих нек-рые страницы.
К Октябрьской революции К. отнесся противоречиво. В его статьях 1917—18 выражено восхищение героизмом вождей революции, но вместе с тем и опасения за «судьбы культуры», критика нек-рых мероприятий нового пр-ва (продразверстки и др.). В дек. 1918 К. был у В. И. Ленина с предложением издавать газету для деревни — «Земля». В 1918—19 он работал в изд-ве «Всемирная литература», основанном Горьким.
Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, К. с семьей эмигрировал за границу. 17 лет писатель провел в эмиграции, гл. обр. в Париже. Вначале выступал в эмигрантской печати со статьями и фельетонами, враждебными Сов. власти. В сер. 20-х гг. он отошел от политики. Эмигрантский период был малоплодотворным для К. Постоянная материальная нужда, мучительная тоска по родине подрывали силы писателя, к-рый по самому характеру своего дарования не мог работать, будучи оторванным от родной почвы. Нек-рое место в творчестве К.-эмигранта
- 911 -
занимают произв. на темы франц. жизни: очерки «Юг благословенный» (1927), «Париж домашний» (1927), «Мыс Гурон» (1929), рассказ «Золотой петух» (1923), небольшой роман «Жанета» (1932—33) — о трогательной дружбе, связывающей одинокого рус. профессора с маленькой франц. девочкой, и др. В основном же писатель жил теперь воспоминаниями. В его творчестве, почти лишенном серьезного обществ. содержания, преобладали рассказы сказочного («Кисмет», 1923; «Принцесса-дурнушка», 1927) и историч. характера («Однорукий комендант», 1923; «Тень императора», 1928; «Царев гость из Наровчата», 1933, и др.), воспоминания о цирковых артистах («Дочь великого Барнума», 1927; «Ольга Сур», 1929, и др.), о рус. природе («Ночь в лесу», 1931; «Ночная фиалка», 1933; «Вальдшнепы», 1933). Осн. труд эмигрантской поры — автобиографич. роман «Юнкера» (1928—33), окрашенный в тона элегич. грусти и тоски по утраченному прошлому. Обличит. мотивы снова зазвучали в «Последних рыцарях» (1934), рассказе, написанном перед возвращением на родину. Весной 1937 тяжело больной писатель вернулся на родину, тепло встреченный сов. общественностью.
К. — один из последних представителей критич. реализма в рус. лит-ре, сильного гл. обр. беспощадным разоблачением бурж. общества. Будучи писателем в осн. толстовского склада, К., однако, испытал многочисл. лит. и идейные влияния, в т. ч. чеховской и горьковской традиций, а в отд. произв. — нек-рых тенденций декадент. иск-ва. Для К.-психолога характерен интерес к «рядовой», «интимной», «бытовой», часто встречающейся, групповой, свойственной многим психологии («Как всегда в таких случаях...», «Как все молодые люди определенного возраста...», «По привычке многих застенчивых людей...» и т. п.). Жизнелюбие К., его гуманизм, богатство языка, пластич. сила описаний, широта и разнообразие тематики, приверженность к теме чистой, торжествующей любви — все это привлекает к нему сердца читателей, делает его одним из самых популярных рус. писателей. Произв. К. («Поединок», «Олеся» и др.) не раз инсценировались и экранизировались. Они переведены на мн. языки мира и народов СССР.
Илл. см. на вклейке к стр. 865—866.
Соч.: Избр. соч. [Вступ. ст. А. Мясникова], М., 1947; Соч. [Вступ. ст. И. Корецкой], т. 1—3, М., 1953; Собр. соч. [Вступ. ст. К. Паустовского], т. 1—6, М., 1957—58; Собр. соч. [Вступ. ст. К. Чуковского], т. 1—9, М., 1964.
Лит.: [Высказывания Л. Н. Толстого о Куприне] 1905—1906 год в Ясной Поляне (Из записок Д. П. Маковицкого), «Голос минувшего», 1923, № 3, с. 10—11, 14—15; Толстой о литературе и искусстве. Записи В. Г. Черткова и П. А. Сергеенко, в кн.: Лит. наследство, т. 37—38, М., 1939, с. 536, 552, 563; Богданович А. И., О г. Куприне и о других молодых беллетристах, в его кн.: Годы перелома. 1895—1906, СПБ, 1908; Измайлов А., Песни земной радости, в его кн.: Лит. Олимп, М., 1911; Воровский В., А. Куприн, в его кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Кранихфельд Вл., Поэт радостной случайности, в его кн.: В мире идей и образов, т. 2, П., 1912; Луначарский А. В., О чести, в его кн.: Критич. этюды, Л., 1925; Ольминский М., По лит. вопросам, М. — Л., 1932, с. 36—40; Питляр И. А., «Молох», «Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та», 1947, т. 43; Ротштейн Э., Материалы к биографии А. И. Куприна, в кн.: Куприн А. И., Забытые и несобр. произведения, Пенза, 1950; Берков П. Н., А. И. Куприн. Критико-биографич. очерк, М. — Л., 1956; Плоткин Л., А. И. Куприн, в его кн.: Лит. очерки и статьи, Л., 1958; Кулешов Ф. И., Неопубл. письма А. И. Куприна к А. П. Чехову, в кн.: Антон Павлович Чехов. Сб. ст., Южно-Сахалинск, 1959; его же, Творч. путь А. И. Куприна, Минск, 1963; Афанасьев В., А. И. Куприн. Критико-биографич. очерк, М., 1960; Куприна-Иорданская М., Годы молодости. Воспоминания о А. И. Куприне, М., 1960; Корецкая И., Чехов и Куприн, в кн.: Лит. наследство, т. 68, М., 1960; Никулин Л., Куприн, в его кн.: Чехов. Бунин. Куприн, М., 1960; Бунин И. А., Куприн, в его кн.: Повести. Рассказы. Воспоминания, М., 1961; Вержбицкий Н. К., Встречи с А. И. Куприным, Пенза, 1961; Любимов Л., Из творч. лаборатории Куприна, «Рус. лит-ра», 1961, № 4; его же, На чужбине, М., 1963; Волков А., Творчество А. И. Куприна, М., 1962; Чуковский К., Куприн, в его кн.: Современник. Портреты и этюды, М., 1963; Храбровицкий А., Куприн и Пензенский край, «Пензенская правда», 1964, 10 апр.; Киселев Б., Рассказы о Куприне, М., 1964;
- 912 -
История рус. лит-ры конца XIX — нач. XX вв. Библиографич. указатель под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1963.
И. А. Питляр.