Мусаханова Г. Кумыкская литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 895—898.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-8952.htm

- 895 -

КУМЫ́КСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра кумыков, одного из народов Дагестана. Истоки К. л. ведут к фольклору, богатому эпич., героич. песнями (йыр), лирич. песнями (сарын), частушками и шуточными песнями (такъмак), сказками, пословицами, поговорками, загадками и т. п. К концу 18 — нач. 19 вв. появились зачатки письм. лит-ры в трудах ученых-арабистов, к-рые пользовались араб. алфавитом, приспособленным к кумык. яз. Поэты-арабисты гл. внимание в своих стихах уделяли проповеди религии, призывали к соблюдению религ. обрядов; лишь изредка проскальзывали у них мотивы светского характера.

Становление К. л. связано с творчеством поэта Ирчи Казака (ок. 1830 — ок. 1879), к-рый первым заговорил о тяжелой жизни трудящегося человека; он заложил основы сатиры в кумык. поэзии («Счастье», «Время к нам так повернулось»), создал образцы философско-дидактич. стихов, лирич. стихотв. послания, получившие затем большое развитие. Во 2-й пол. 19 в. выступил собиратель фольклора Магомед-Эфенди Османов (1840—1904), автор первой печатной книги на кумык. и ногайском языках — «Сборник ногайских и кумыкских народных песен» (Петербург, 1883). Его сатирич. стихи, в к-рых дана резкая критика нравов господств. классов, морального разложения знати и служителей религии, свидетельствуют о развитии реализма. Османов много сделал для демократизации и обогащения кумык. лит. яз. В период нарастания первой рус. революции 1905—1907 передовые кумык. писатели выступали против отсталости и невежества, критиковали произвол местных властей, царских чиновников. В демократич. русле развивалось творчество Маная Алибекова, Нухая Батырмурзаева, Зейналабидина Батырмурзаева. М. Алибеков (1861—1919) ввел в кумык. поэзию агитационно-публицистич. лирику, призывал народ к просвещению. Он выступил как поэт-сатирик; впервые поставил вопрос о женском образовании. Просветительские идеи характерны для писателя-демократа Н. Батырмурзаева (1869—1919), к-рый пропагандировал женское образование, боролся с религ. обучением, выступал поборником дружбы с рус. народом. Его повести: «Несчастная Хабибат» (1910), «Давуд и Лайла» (1912), «Гарун и Зубайда, или Несчастная Жанбике» (1910) были первыми

- 896 -

ростками худож. прозы в Дагестане на нац. яз. С именем писателя-революционера З. Батырмурзаева (1897—1919), расстрелянного деникинскими палачами, связано зарождение драматургии (пьесы: «Даниялбек», «В медресе пришел мулла», «Наперекор муллам», 1916—17), революц. лирики и публицистики в К. л. Творчество его проникнуто духом борьбы за счастье трудового народа.

В нач. 20 в. в связи с возникновением в Дагестане книгопечатания произв. кумык. писателей стали появляться на только в устной передаче и в рукописях, но и в книгах (повести Н. Батырмурзаева, лирика и публицистика З. Батырмурзаева и др.). Вышли в свет первые переводы рус. лит-ры на кумык. яз. («Кавказский пленник» Л. Н. Толстого, «Бэла» М. Ю. Лермонтова, «Басни» И. А. Крылова), а также сказки из «Тысячи и одной ночи» (под назв. «Джан-шах», «Денгиз Синдибад») и др. В 1916 возник первый любительский театр. кружок «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»); в 1917—18 выходил журнал под тем же названием. Наряду с развитием светского направления и демократизацией К. л. в нач. 20 в. издавались религ. стихи, дидактич. рассказы о пророках, наставления для отъезжающих в Мекку, песни о загробном мире, рассчитанные на то, чтобы увести нар. массы от противоречий действительности, от назревающей революции, в мир религ. фантастики.

В годы Октябрьской революции и гражд. войны зародилась сов. К. л., к-рая призывала трудящихся бороться за социалистич. преобразования. Первые кумык. сов. поэты Алим-Паша Салаватов (1901—42), Багаутдин Астемиров (р. 1898), Темирбулат Бейбулатов (1879—1938), Наби Ханмурзаев (1897—1950) были участниками борьбы за победу Сов. власти в годы гражд. войны. Борьба партии и Сов. пр-ва за подъем культуры в Дагестане в 1921—29 создали благоприятные условия для развития К. л. В сер. 20-х гг. появились первые сб-ки: «Начало» (1925) А.-П. Салаватова, «Сборник стихотворений и песен» (1926) Т. Бейбулатова. Были изданы сб-ки стихов М.-Э. Османова, М. Алибекова и Н. Батырмурзаева. Появились первые критич. статьи. В лит-ру вошли Абдулла Магомедов (1869—1937) и Казияу Али (1879—1964), произв. к-рых были известны до той поры лишь в устной передаче, а также молодые поэты А. В. Сулейманов (р. 1909), Юсуп Гереев (1903—41), Камиль Абакаров (1903—43) и др. К. л. проникается идеями социализма, жизнеутверждающим пафосом и гуманизмом. Многие поэты выступали против отсталости и забитости женщины-горянки. В поэзии впервые зазвучала тема свободного труда. Большое развитие получили агитационно-публицистич. и сатирич. стихотворения. В конце 20-х гг. появились первые поэмы — «Минувшие дни» (1927), «Вали и Мария» (1928) А.-В. Сулейманова; два сб-ка сатирич. новелл «Спутник моллы Насреддина» (1927) Ю. Гереева; повесть «Жертва невежества» (1929) К. Абакарова. 30-е гг. характеризуются дальнейшим развитием К. л., расширением ее тематики, появлением новых жанров, укреплением связей с рус. лит-рой, с братскими лит-рами Дагестана. Появился отряд новых писателей: А. Аткай (р. 1910), Анвар Аджиев (р. 1914), Камиль Султанов (р. 1911), Ю. Алимханов (1910—58), Басир Атаев (р. 1908), В. Дыдымов (1902—42). Вышли многочисл. сб-ки стихов А.-П. Салаватова; «Борьба» (1933) Б. Астемирова; «Казияу Али поет» (1934) Казияу Али; «Советские птицы» (1935) А. Магомедова; «Волны революции» (1930), «Журавли» (1935) А.-В. Сулейманова; «Стихи большевистского сева» (1938) А. Аткая; «Обновление» (1934) А. Аджиева; «Наступление» (1934) К. Султанова; «Смех сквозь слезы» (1929) Н. Ханмурзаева; «Шаги» (1933) Ю. Алимханова. Они свидетельствовали о том, какое большое место в кумык. поэзии заняли

- 897 -

изображение труда и созидания в Сов. Дагестане, тема Родины, Коммунистич. партии и народа, образы новых людей. Появились стихи против империалистич. войны, тема интернационализма и дружбы народов. Мн. произв. были посвящены обороне страны, Красной Армии, борьбе с пережитками капитализма в сознании людей. Продолжает развиваться жанр поэмы: «Огонь по частной собственности» (1933) А. Аткая, «Моя песня» (1933), «Хоть любили, да не радовались» (1932) Казияу Али, «Челюскинцы» (1935) А.-В. Сулейманова и др. Наблюдаются сдвиги и в прозе. Публикуются очерки Аткая и В. Дыдымова; сб. новелл «Неудача» (1935) Ю. Гереева; повести «Народный герой» (1930) К. Абакарова; «Герой победы» (1931) А.-В. Сулейманова; «Весна, пришедшая с Севера» (1934) Ю. Гереева; «Тупау» (1934) А. Аткая. Значительно развилась и драматургия. Драма А.-П. Салаватова «Красные партизаны» (1933) была удостоена первой премии на 1-м Вседагестанском конкурсе на лучшую пьесу в 1933. Его пьесы «Карачач» (1940) и «Айгази» (1939) также получили признание зрителей (вторая из них не сходит со сцены Кумыкского театра). В 30-е гг. выступили драматурги А. Курбанов, Г. Рустамов, Ю. Гереев. Драма Курбанова «Чабан Арслан» (1934) была удостоена первой премии на конкурсе 1934.

В период Великой Отечеств. войны стихи поэтов-фронтовиков А.-В. Сулейманова, Ю. Алимханова, А. Батырова, И. Керимова, А. Хамавова публиковались в газетах и сб-ках. Вышли книги: «Наступление» (1942), «Сабли» (1943), «Что рассказал Дон» (1943) А. Аджиева; «Моя звезда» (1943) Аткая; «Сабля старика» (1944) Казияу Али и др. Поэты обращались к чувству долга, к совести и чести сов. человека, раскрывали внутр. мир воина. Преобладали жанры лирич. послания, напутствия, публицистич. стихотворения, сатирич. фельетона, басни. Сб-ки стихов послевоен. времени — «Искатели счастья» (1948), «Стихи и поэмы» (1948), «Мои думы» (1955), «Песни сердца» (1959) А.-В. Сулейманова; «Сотав и Рашия» (1947), «В кумыкской степи» (1953), «Простые слова» (1960), «Чабан на луне» (1964) А. Аткая; «Счастливые горы» (1948), «Избранные стихи» (1954), «Споем да посмеемся» (1957), «У нас в горах» (1959), «Звездные пути» (1961), «Радуга» (1963) А. Аджиева; «Плоды Октября» (1947), «Избранные стихи» (1951 и 1959), «Дороги и мосты» (1963) Казияу Али; «Маржанат» (1954), «Звеньевая Мадина» (1961), «Шило Изи» (1963) Б. Атаева и др. — свидетельствуют о широте тематики, углубленном изображении чувств советского человека, о многообразии жанров кумык. поэзии. После вынужденного долгого молчания в годы культа личности Сталина, в лит-ру вернулся Б. Астемиров; его новые стихи и кн. «Утренняя звезда» (1957), «Избранные произведения» (1960) говорят о несломленном духе поэта, о верности его коммунистич. идеалам. Молодые поэты Ш. Альбериев (р. 1926), И. Асеков (р. 1928), прозаики М.-С. Яхьяев (р. 1922), Ибр. Ибрагимов (р. 1924) и др. внесли свой вклад в развитие К. л.

В современной кумык. поэзии развиваются лирич. и лиро-эпич. жанры: «Рабиат» (1957), «Оленьи рога» (1958) Аткая; «Письмо» (1954) А.-В. Сулейманова; «Рассказ соседа» (1955) Казияу Али; «Утренняя звезда» Б. Астемирова; «Насибат», «Агроном Тата» (1957) Б. Атаева; «Собрание в поле» (1957), «Скрытая любовь» (1956), «Встреча» (1958) Ш. Альбериева и др. Создано множество рассказов (сб-ки И. Керимова «Большой Урал», 1953, «Сельские девушки», 1958; М.-С. Яхьяева — «Женитьба Умалата», 1955, «Мы с Ахмедом», 1959, «Салават», 1960; И. Ибрагимова — «Рассказы Кагира Казанищенского», 1960, и др.) и повестей («Блеск воды», 1950, «Тревожная весна», 1957, «Рана заныла», 1953, И. Керимова; «Гюляйбат», 1953, «Незваные гости»,

- 898 -

1957, М.-С. Яхьяева и др.). Появились первые романы: «Махач» (1959), «Глубокий источник» (1962) И. Керимова. В послевоен. время созданы драмы: «Любовь Асият» (1946), «Соседи» (пост. 1949), «Горы в огне» (1961), «Свадьба Кайтмаса» (1957) А. Курбанова; «Айбике» (1956), «Алякай и Телякай» (1960) А.-В. Сулейманова; «Дороги жизни» (1960) А. Курбанова и М.-С. Яхьяева; «Уллубий Буйнакский» (1950) Г. Рустамова; комедии: «Друзья» (1947) Г. Рустамова; «Украденная невеста» (1957) Ш. Альбериева и др. Создаются и муз. комедии: «Под деревом» (1959) Г. Рустамова, «Ты только моя» (1962) М.-С. Яхьяева. Успешно развивается детская лит-ра. См. также Дагестанская литература.

Лит.: Очерки даг. сов. лит-ры, Махачкала, 1957; Мусаханова Г., Очерки дореволюц. кумык. лит-ры, Махачкала, 1959; Султанов К., Поэты Дагестана, Махачкала, 1959; Салаватов А. П., Йырчи Къазакъ, в кн.: Чечеклер, Махачкала, 1939; Йырчы Къазакъ. Йырларындан бирлери, Махачкала, 1957; Османов М., Шигърулар мажмдасы, Буйнакск, 1926; Алибеков М., Мажмуаи-асари, Буйнакск, 1925; Къумукъланы йыр хазнасы, Махачкала, 1960; Чобанзаде Б., Заметки о языке и словесности кумыков, «Изв. Вост. ф-та Азерб. Гос. ун-та», Б., 1926; Поэзия народов Дагестана. Антология, т. 1—2, М., 1960.

Г. Мусаханова.