Роднянская И. Б. Кульминация // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 890—891.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-8904.htm

- 890 -

КУЛЬМИНА́ЦИЯ (от лат. culmen — вершина) — наиболее напряженный момент в развитии коллизии лит. произведения; момент решающего столкновения между характерами, момент перелома, с к-рого начинается подготовка к развязке. Термин «К.» обычно применяют при анализе сюжета в эпич. и драматич. произв., хотя кульминационный пункт нередко можно выделить и в лирич. стихотворении. С точки зрения содержания К. представляет собой некое жизненное испытание, к-рое максимально заостряет проблему произведения и решающим образом выявляет внутр. качества героя (напр., сцена с неудачным выстрелом в «Дяде Ване» А. П. Чехова, в к-рой характер Войницкого как бы исчерпывает себя актом бессильного протеста). К. легче всего однозначно определить в произведениях, в к-рых внимание автора сосредоточено на характере гл. героя и соблюдено единство действия (напр., в романе И. С. Тургенева «Рудин»). Однако даже в сравнительно небольшой новелле Ф. М. Достоевского «Кроткая» можно обнаружить два пункта К.: покушение «кроткой» на жизнь мужа, после к-рого на судьбу

- 891 -

героини ложится печать обреченности, и сцена объяснения героя с женой (глава «Пелена вдруг упала»), когда вполне раскрываются его противоречивые душевные возможности и тайные чаяния. Коллизия новеллы строится на жажде и недостижимости взаимопонимания между героями, на неслиянности их судеб; поэтому вершины в раскрытии каждого из этих двух характеров принципиально не совпадают. Однако поскольку события новеллы преломлены через восприятие героя, читатель уясняет кульминац. значение эпизода с покушением, только миновав вторую кульминационную точку рассказа; поэтому эту последнюю можно считать главенствующей. В короткой новелле К. обычно сдвинута к финалу, являя собой контрастную ситуацию по отношению к неожиданной развязке (напр., в рассказах О’Генри), между тем как в романе или драме послекульминационное ослабление напряженности действия, развязывание всех его «узлов» чаще всего происходит постепенно. В произв. с двумя или неск. сюжетными линиями («Анна Каренина» Л. Н. Толстого) развитие каждой из этих линий обладает своим пунктом К. Вообще вопрос о К. решается в зависимости от сюжетного и композиц. своеобразия произведения, и любая классификация типов К. неизбежно будет носить формальный и рецептурный характер. См. также Катастрофа.

Лит. см. при статьях Композиция и Сюжет.

И. Б. Роднянская.