865

КУБИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра кубин. народа на исп. языке. В отличие от ряда континентальных индейских народов Лат. Америки, коренные жители Кубы к моменту открытия острова Х. Колумбом (1492) находились на низком уровне развития, не имели письменности. У них существовала устная поэзия, в т. ч. жанр «ареито» — эпико-драматич. произв. героич. или религ. характера. Однако уже к концу 16 в. индейцы здесь были почти истреблены исп. завоевателями. Складывавшаяся на острове лит-ра выходцев из Испании — креолов — на протяжении 16—18 вв. носила подражат. характер по отношению к лит-ре метрополии; наиболее распространенные жанры — церк. лит-ра, хроника и др. историч. труды. Первое дошедшее до нас поэтич. произв., созданное на Кубе, — описат. поэма «Зерцало терпения» (1608) С. Бальбоа, повествующая о нападении на остров франц. пиратов и содержащая картины своеобразного быта креолов. Первая достоверно известная кубин. комедия — «Принц-садовник, или Мнимый Клоридано» (ок. 1740, первое дошедшее до нас изд. — 1820), приписываемая одними С. Пита, другими — священнику Х. Родригесу, от к-рого сохранились также стихи.

Начало книгопечатания на Кубе (1707 или 1720), открытие Гаванского ун-та (1728), появление периодич. изданий (с 1764) стимулировали развитие лит-ры. Гаванский иезуит Х. Х. Пареньо (1728—85) опубл. смелое «Послание сеньорам гаванцам о хорошем обращении с рабами». Епископ П. А. Морель де Санта-Крус (1694—1768) был автором историч. труда «История острова и кафедрального собора Кубы» (опубл. 1929) и «Пастырского послания» (1766), полного энергичных выражений по поводу пороков совр. общества.

В конце 18 в. под влиянием бурж. революций в США и Франции на Кубе получили распространение идеи и лит-ра Просвещения, отражавшие рост нац. самосознания. Большинство передовых писателей группировалось вокруг созданного в 1793 «Патриотического общества Гаваны» (позднее — «Королевское экономическое общество друзей родины»). К деятелям этого об-ва принадлежали:

866

прозаик Б. П. Феррер (1772—1851), автор живописного описания Кубы «Универсальный путешественник» (1798); первые крупные кубин. поэты М. де Секейра-и-Аранго (1760—1846), в своих поэмах и стихах (изд. 1829) давший яркое описание природы Кубы, и М. Х. де Рувалькава (1769—1805), чья поэма «Смерть Иуды» (изд. 1830) и «Стихи» (1848), в т. ч. известная «Кубинская сильва», изданы посмертно. Они писали в традициях исп. классицистской поэзии 18 в. В 17—18 вв. параллельно развивались нар. креольская поэзия, пришедшая от исп. романсовой традиции к созданию собств. фольклорных форм, особенно популярной «десимы» (десятистишия), а также негр. нар. поэзия, включавшая в себя нек-рые формы креольской поэзии (напр., песня-танец «сон»). Революция рабов на Гаити (1791—1803), война за независимость исп. колоний Америки (1810—26) способствовали росту нац.-освободит. движения на Кубе; заговоры против исп. владычества и восстания негров (1812 и др.) усилили патриотич. мотивы в К. л. нач. 19 в. Выдающуюся роль в формировании лит-ры этого времени сыграл революц. просветитель Ф. Варела-и-Моралес (1788—1853), чьи статьи, опубл. в журн. «El Habanero» («Гаванец») и сб. «Философская смесь» (1819), — образцы просветит. публицистики. Ученик Варелы, замечат. поэт Х. М. Эредиа (1803—39) участвовал в антиисп. заговоре и в 1823 был осужден на изгнание. В «Поэтических опытах» (1825, доп. изд. 1832) он воспевает идеи свободы и независимости родины («Гимн изгнанника» и др.), предается философ. раздумьям о судьбах древних народов Америки (поэма «На Теокалли де Чолула», 1820), создает красочные картины дикой природы («Океану», «Гимн солнцу», ода «Ниагара», 1824). Поэзии Эредиа, воспитанного в традициях революц.-патриотич. классицизма, присущи черты романтизма. Утверждению романтизма способствовала и деятельность Д. Дельмонте-и-Апонте (1804—53), автора многочисл. работ об исп. и кубин. лит-рах, сатир, посланий, романсов, среди к-рых выделяются «Кубинские романсы» (1833), проникнутые ненавистью к рабству негров («Родина» и др.), повествующие о жизни кубин. крестьян («Гуахиро» и др.). Вокруг Дельмонте-и-Апонте объединилась группа передовых поэтов-романтиков, боровшихся против исп. колонизаторов и за освобождение негров. Они пытались на практике осуществить лозунг «кубинизировать поэзию». Крупнейший поэт этого кружка — Г. де ла Консепсьон Вальдес (1809—44), известный под псевд. Пласидо, поэтически воспевал в романсах и сонетах (изд. 1838 и 1842) человеч. труд, проклинал тиранию, славил земную любовь. Пласидо был расстрелян за участие в антиисп. заговоре. Видную роль в кружке играли поэты Х. Ф. Мансано (1797—1854 или 1857), автор лирич. стихов и «Автобиографии» (1840), Х. Х. Миланес (1814—63), автор сб-ков стихов (1841, 1846 и 1865), а также драмы «Граф Аларкос» (1838), осн. на старинной исп. легенде с отчетливо антиабсолютистскими тенденциями. Патриотич. мотивов полны ранние стихи поэтессы Х. Гомес де Авельянеда (1814—73), в 1836 переселившейся в Испанию. Романтич. поэзия, развивавшаяся в обстановке напряженной антиисп. нац.-освободит. борьбы, господствовала в К. л. почти до конца 19 в. Однако внутри романтич. движения были разные школы и направления. В середине века на Кубе возникло течение «сибонеизма», идиллически рисовавшего быт истребленного испанцами индейского племени сибонеев. Идиллич. изображение прошлого было для «сибонеистов» формой протеста против порабощения Кубы исп. колонизаторами. Тенденции «сибонеизма» обнаруживались уже в поэзии примыкавших к кружку Дельмонте-и-Апонте Р. Велеса де Эррера (1809—1886), автора поэмы «Эльвира де Окендо, или Любовь гуахиры» (1840) и «Кубинских романсов», посвященных жизни кубин. крестьян — «гуахиро», и И. Вальдеса

867

Мачука (1800—81), под псевд. Десваль опубликовавшего сб. «Поэтические досуги» (1819) и составившего первую антологию кубин. поэзии. Крупнейший представитель «сибонеизма» — Х. Форнарис (1827—90), автор широко известных «Песен сибонея» (1855). Близки к «сибонеистам» Ф. Поведа-и-Арментерос (1796—1881), прозванный «Кубинским трубадуром» за нар. мотивы в его сб-ках «Гирлянда Гаваны» (1830), «Розы любви» (1831), «Крестьянская гитара» (1831) и др., а также Х. К. Наполес Фахардо (1829—62), под псевд. Эль Кукаламбе выпустивший сб. стихов «Шум вод Ормиго» (1856), в к-ром в нар.-поэтич. формах изображается жизнь народа. Отдавший дань «сибонеизму» Х. Л. Луасес (1826—67) в раннем сб. «Стихи» (1857) обратился к изображению трагич. конфликтов бедности и богатства; революц.-героич. мотивы звучат в его поздних поэмах и одах («Линкольну», «Труд» и др.).

Ведущее положение в кубин. романтич. поэзии сер. 19 в. занимали поэты группы «Лютня изгнанника» (название сб. стихов, изд. в Нью-Йорке, 1858). В большинстве своем участники нац.-освободит. движения, они создали революц. поэзию, полную высоких гражд. мотивов. К этой группе принадлежали М. Теурбе Толон (1820—58), Х. А. Кинтеро (1829—85), П. Сантасилья (1826—1910), П. А. Кастельон (1820—56), Л. Турла (1818—77), Х. К. Сенеа (1832—71). Замечат. лирич. поэт Р. М. Мендиве (1821—86), автор сб. «Страстоцветы» (1847), оставил также революц. поэмы «Италии на смерть Кавура», «Ода Хуаресу» и «Уснувшие». В годы десятилетней войны (1868—78) мн. поэты участвовали в боях против исп. владычества. Полные боевого пафоса стихи А. Уртадо дель Валье (1841—75), Х. Х. Пальмы (1844—1911), М. Х. Гутьерреса (1822—71) и др. были позднее собраны Х. Марти в кн. «Поэты войны» (1893). Поэзия занимала ведущее положение в К. л., но параллельно развивалась и проза. Родоначальником романтич. прозы на Кубе был Х. А. Эчеверриа (1815—55), автор историч. романа «Антонелли» (1840), в центре к-рого — инженер-строитель крепости Моро в Гаване. Интерес к жизни коренных обитателей Кубы — индейцев — нашел отражение в романе Р. де Пальма «Матансас и Юмури» (1837). А. Суарес-и-Ромеро (1818—78) в романе «Франсиско» (1839, изд. 1880) нарисовал картину жестокого угнетения негров-рабов, а в нравоописат. очерках (опубл. 1859) явился одним из основоположников «костумбристской» прозы.

Костумбризм рождался в недрах романтизма в связи с его интересом к нац. быту народа. Вместе с тем лит-ра костумбризма была первым этапом становления реализма. Реалистич. тенденции раскрываются уже в очерках из гор. жизни Х. В. Бетанкура (1813—75) и его сына Луиса (1843—85), Х. М. де Карденас-и-Родригеса (1812—82), Ф. де Пауло Хелавера (1834—94) и др. В «Картинах общества» (1865) Х. Ф. Валерио нравоописат. очерк уже перерастает в острый социальный памфлет.

Первым крупным кубин. романистом был С. Вильяверде (1812—94). Его романы «Черный крест» (1839), «Тереса» (1839), «Гуахиро» (1842) и др. дают реалистич. картины быта и нравов разных слоев населения Кубы. В своем гл. романе «Сесилия Вальдес, или Холм Ангела» (1-я ч. 1839, рус. пер. 1863, 2-я ч. 1882), одном из лучших произв. К. л. 19 в., Вильяверде обличает рабство негров, рисует картины жизни Гаваны с 1812 по 1831. Реалистич. проза представлена творчеством Р. Месы (1861—1911), автора сатирич. романов «Мой дядя чиновник» (1887, рус. пер. 1964) и «Торгаш дон Анисето» (1889), Н. Эредиа (1852—1901), в романе к-рого «Леонела» (1893) ощущается сильное влияние натурализма.

Поиски новых путей характеризуют поэзию вождя нац.-освободит. восстания кубин. народа против исп. владычества Х. Марти (1853—95), публициста, лит. критика,

868

поэта и философа. Революц. демократ, Марти от романтизма (драматич. поэма «Абдала», 1869, и др. ранние произв.) приходит в циклах «Свободные стихи» (1882, опубл. 1913), «Простые стихи» (1891) и др. к реалистич. образам в поэзии. Лит.-критич. деятельность, публицистика и поэтич. творчество Марти, в к-рых отчетливо звучат мотивы свободолюбия, ненависти к исп. колониализму и угрожавшему Кубе империализму США, получили отклик во мн. странах Лат. Америки, оказали воздействие на творчество кубин. писателей. Правда, в стихах его современника Х. дель Касаля, болезненно воспринявшего поражение народа в войне 1868—78, господствуют пессимизм, мизантропия. В сб-ках «Листья на ветру» (1890), «Снег» (1892) и «Бюсты и рифмы» (1893) он выступает одним из зачинателей модернизма в К. л. — явления сложного, противоречиво сочетающего черты декаданса, подражательности по отношению к европ. символизму со стремлением к созданию нац.-самобытного иск-ва. Однако декадентские мотивы в модернистской поэзии конца 19 в. на Кубе были приглушены; в условиях нац.-освободит. войны 1895—98 переживает расцвет гражд. лирика, призывавшая к борьбе как против владычества Испании, так и против империалистич. интервенции США. Наиболее ярко поэзия этого периода представлена в сб-ках «Образы...» (1897) и «Лира и шпага» (1901) Б. Бирне (1861—1936).

После окончания войны Куба формально обрела независимость; фактически же она оказалась под контролем империализма США. Разочарование в итогах нац.-освободит. войны способствовало углублению кризиса в творчестве мн. писателей. И хотя Ф. Х. Пичардо (1873—1941), автор сб. стихов «Голоса кочевников» (1908), и Х. М. Поведа (1888—1926) в сб. «Стихи-предвестники» (1917) продолжают традиции реалистич. и социальной поэзии Марти, большинство представителей т. н. «второго поколения» модернистов обратилось к интимной лирике и поискам новых поэтич. форм. Эти черты особенно обнаруживаются в сб-ках стихов «Арабески мысли» (1913), «Башня молчания» (1926) и др. Р. Э. Боти (1878—1954) и в ранней поэзии А. Акосты (р. 1886). В прозе, преим. натуралистической, социально-критич. мотивы нередко сопровождались пессимистич. настроениями. Крупнейшие прозаики этого времени: М. де Каррион (1875—1929), К. Ловейра, автор социальных романов «Аморальные» (1919), «Слепцы» (1923), «Хуан-креол» (1927); новеллист А. Эрнандес Ката (1885—1940) и др.

После 1-й мировой войны (1914—18), в условиях обострения классовой борьбы, усилился разброд в бурж. лит-ре, ярче обнаружился протест передовых деятелей культуры против бурж. действительности. Так, А. Акоста в сб. «Жатва» (1926), Ф. Пичардо Мойя (1892—1957) в «Поэме сахарных плантаций» (1926) выступают против империалистич. гнета США. Антибуржуазность характерна и для поэтов авангардистского направления, к к-рому примкнула часть лит. молодежи. Для нек-рых «авангардистов» бунт против бурж. обыденности сводился в основном к формалистич. новшествам. Так, М. Брулль (1891—1956) в сб-ках «Поэмы на ущербе» (1928) и «Круглая песнь» (1934) выступал сторонником формалистич. направления — дадаизма. Но многие другие «авангардисты» гл. задачу видели в поисках путей подлинного революционизирования иск-ва. Наиболее передовая часть лит. молодежи объединилась вокруг возникшей в 1923 «группы меньшинства» и «Revista de avance» («Журнал наступления», 1927—30). «Группа меньшинства» выступала против империализма США, за развитие нац. экономики и культуры, особое внимание обращая на отечеств. историю [публицистич. работы Х. А. Фернандеса де Кастро (1897—1951), историч. труды Э. Ройга де Леучсенринга]. Большинство участников группы в обстановке революц. кризиса, всенар.

869

борьбы против диктатуры генерала Мачадо и особенно после ее падения (1933) стало на позиции прогрессивного иск-ва, сблизилось с демократич. и коммунистич. движением. Руководитель «группы меньшинства» талантливый поэт Р. Мартинес Вильена (1899—1934) вскоре стал и одним из руководителей компартии Кубы; его стихи посмертно изд. в сб. «Недремное око» (1936). В поэзии 30-х гг. выделяются Р. Педросо (р. 1896), автор сб. стихов «Мы» (1933), призывающих к революц. борьбе; М. Наварро Луна (р. 1894), начавший с «авангардистских» стихов, но в сб-ках «Пульс и волна» (1932), «Раненая земля» (1936) обратившийся к социальной и революц. лирике; А. И. Аухиер (р. 1910), автор сб-ков «Мансанильо» (1932), «Песня твоей истории» (1941); писательница М. Агирре (р. 1912) и др. В эти же годы появляются лирич. стихи Х. Буэсы (р. 1910) и крупнейшего поэта-лирика Э. Флорита (р. 1903), автора сб-ков «32 коротких стихотворения» (1927), «Тропик» (1930), «Четыре поэмы» (1940) и др. Выдающуюся роль в становлении совр. прогрессивной К. л. сыграла деятельность критика-марксиста и обществ. деятеля Х. Маринельо (р. 1898). Писатель-революционер П. де ла Торрьенте Брау (1901—36) выпустил сб. рассказов «Батей» (совм. с Г. Г. Масас, 1930), острые политич. памфлеты «Образцовая тюрьма» (1933) и «Приключения неизвестного кубинского солдата» (1940, посмертно). Социальные романы и новеллы создают Л. Ф. Родригес (1888—1947), Л. Марреро, Э. Серпа (р. 1899), Л. Новас Кальво (р. 1905) и др. К этому же времени относится начало деятельности крупнейшего романиста А. Карпентьера (р. 1904).

Еще в конце 20-х гг. поэты Х. С. Тальет (р. 1893) и Р. Гирао (1908—49) положили начало «афрокубинской» поэзии, обратившись к негр. фольклору и стремясь этнографически точно воспроизвести негр. танцевальные ритмы. Позднее в этом духе писал Э. Бальягас (1910—54), посвятивший сб. «Тетрадь негритянской поэзии» (1934) своеобразному быту негров. С «афрокубинской» поэзией связано и раннее творчество крупнейшего кубин. поэта Н. Гильена (р. 1902); уже в первых сб-ках он стремился к изображению реальной жизни негров, а с сер. 30-х гг. решительно обратился к социальной и революц. теме. Его сб-ки «Вест-Индская компания» (1934), «Все песни» (1947) и др. — лучшие образцы революц. поэзии Кубы. Поэзия Гильена, лауреата Междунар. Ленинской премии «За укрепление мира между народами», — выдающийся вклад в передовую поэзию Лат. Америки и всего мира.

Усиление реакц. сил и установление диктатуры Батисты (1952) пагубно отразились на развитии К. л. В конце 40—50-х гг. в поэзии возникло течение т. н. трансцендентализма, представляющего собой разновидность «герметической поэзии» (см. Герметизм). Поэты-трансценденталисты объединились вокруг журн. «Orígenes» («Истоки»). Стремление этих поэтов к сложной символике было часто порождено их неприятием окружающего мира. Вождем трансцендентализма был Х. Лесама Лима, а теоретиком — С. Витиер. После революции мн. сотрудники журнала и его руководители стали активными деятелями кубин. революц. культуры. Немало писателей находилось в годы реакции в изгнании. А. Карпентьер в эмиграции создал известные романы «Царство земное» (1949, рус. пер. 1962), «Потерянные следы» (1953, рус. пер. 1964) — важнейшие явления в совр. лат.-амер. романистике.

Победа революции в янв. 1959 открыла широкие возможности для развития подлинно нар. лит-ры. Большинство талантливых представителей К. л. решительно поддержало революцию. В опубликованном в ноябре 1960 «Манифесте кубинской интеллигенции» они заявили о безусловной поддержке нар. власти; в авг. 1961 создан единый Союз писателей и художников

870

Кубы. Совр. революц. поэзию Кубы создают и выдающиеся поэты старшего поколения: Н. Гильен, стихи к-рого этих лет вошли в сб. «Все мое» (1964), М. Наварро Луна, выпустивший сб. «Поэмы мамби» (1944—59), и многочисл. молодые поэты, среди к-рых выделяются Ф. Хамис (р. 1930), получивший премию «Дома Америки» за кн. стихов «За эту свободу» (1962); Р. Фернандес Ретамар (р. 1930), автор сб. «Теми же руками» (1962), Х. Альварес Бараганьо (1932—62), выпустивший сб. «Поэзия, революция бытия» (1960), «Гимн милиции и другие стихи» (1961) и др. Картину революц. борьбы кубин. народа, его новой преображенной действительности рисуют Х. Пуиг Солер в романах «Бертильон 166» (1960, рус. пер. 1961), посвященном людям, сражавшимся против диктатуры, и «Год, начавшийся с января» (1964) — о первых шагах нар. власти; Р. Гонсалес де Каскорро, автор кн. «Люди Плайя Хирон» (1962, в рус. пер. — «Они не прошли», 1963), Д. Олема Гарсиа, автор романа «Учительница-доброволец» (1962, в рус. пер. — «Волонтеры революции», 1963), Л. Отеро, автор романа «Положение» (1963). В романе «Беззащитная земля» (1961, рус. пер. 1963) Д. Алонсо реалистически воссоздает жизнь кубин. провинции в дореволюц. период.

Литературная периодика. Первое периодич. изд. на Кубе — «Gaceta de la Habana» («Газета Гаваны») — появилось в 1764 и содержало лишь офиц. материалы. Исп. просветитель Луис де лас Касас основал «Papel periódico de la Habana» («Периодический листок Гаваны», 1790—1805; позднее выходил под др. названиями, как офиц. орган генерал-губернаторства), пропагандировавший произв. писателей-просветителей. В нач. 19 в. появились и др. лит.-обществ. газеты и журналы просветит. направления — «La Aurora» («Заря»), «El Censor» («Цензор»), «El Regañón de la Habana» («Гаванский ворчун», 1800—02, осн. писателем-просветителем Б. П. Феррером). Освободит. идеи пропагандировали «El Patriota americana» («Американский патриот», 1812); «El Argos» («Аргус», 1820—21) и «Americano libre» («Свободный американец», 1822—23), выпускавшиеся кружком Ф. Варелы-и-Моралеса; журнал Х. М. Эредиа «Biblioteca de damas» («Библиотека для дам», 1821) и др. Журн. «El Habanero» («Гаванец», 1824—26) выпускал в США Варела-и-Моралес. Д. Дельмонте-и-Апонте и поэты его кружка изд. многочисл. журналы, выдвигавшие идеи романтич. иск-ва, в т. ч. «La Moda» («Мода», 1829—31), «El puntero literario» («Литературный стрелок», 1830), «Revista bimestre cubana» («Двухмесячный кубинский журнал», 1831—34), «El plantel» («Рассадник», 1838—39), «El prisma» («Призма», 1846—47) и др. Идеи «сибонеизма» отстаивали журн. «La piragua» («Пирога», 1856), «Cuba literaria» («Литературная Куба», 1861—62), изд. Х. Форнарисом и др.

В условиях нового подъема нац.-освободит. движения центром революц.-романтич. иск-ва стал издававшийся Р. М. Мендиве журн. «Revista de la Habana» («Журнал Гаваны», 1853—57), традиции к-рого продолжила в своем журн. «Album cubano...» («Кубинский альбом...», 1860) Х. Гомес де Авельянеда. В журн. «La Prensa» («Пресса», 1841—70) печатались известные писатели, особенно представители костумбризма. Органом передовых писателей Кубы накануне 2-й освободит. войны против Испании стали журн. «La Habana elegante» («Изящная Гавана», 1883—96, изд. Х. дель Касаль) и выходивший в Нью-Йорке журн. «Cuba y América» («Куба и Америка», 1879—98; с 1899 по 1917 выходил в Гаване). Стремление передовой интеллигенции к созданию нац.-самобытной культуры получило отражение на страницах журн. «Cuba contemporánea» («Современная Куба», 1913—27) и «Social» («Общественный журнал», 1916—26). Декадентские писатели группировались вокруг журн. «Apolo» («Аполлон», с 1915).

Идеи авангардизма пропагандировали в 20-х гг. мн. журналы, особенно «Revista de avance» («Журнал наступления», 1927—30), изд. Х. Маринельо, А. Карпентьером, Х. Маньячем и др. В то время как писатели революц. и демократич. направления печатались гл. обр. на страницах воскресного лит. приложения к коммунистич. газ. «Noticias de hoy» («Сегодняшние известия», с 1938), журнала «La Última hora» («Последний час», 1951—52), поэты формалистич. направления издавали многочисл. журналы, в т. ч. «Espuela de plata» («Серебряная шпора»), «El poeta» («Поэт»), «Orígenes» («Истоки», 1944—56), «Ciclón» («Циклон», 1955—58) и др. После победы революции большинство этих журналов прекратило свое существование. Среди журналов революц. Кубы — «Cuba» («Куба»), органы Союза писателей и художников Кубы «Gaceta de Cuba» («Кубинская газета», с 1962), «Unión» («Единение», с 1962), журнал ун-та Лас Вильяс «Islas» («Острова», с 1958) и др. С 1964 выходит журн. «Куба» на рус. яз.

Лит.: Заря над Кубой, М., 1962; Кубин. поэзия, М., 1959; Кубин. рассказы, М., 1957; Кутейщикова В. Н., Социальная тема в кубин. поэзии XX в., в сб.: Куба. Историко-этнографич. очерки, М., 1961; Творить для народа. Конгресс деятелей культуры революц. Кубы, «Ин. лит-ра», 1961, № 12; Молодые поэты Кубы, М., 1963; Портуондо Х. А., Историч. очерк кубин. лит-ры, М., 1961; Худож. лит-ра Лат. Америки в

871

рус. печати. Библиография. [Сост. Л. А. Шур], М., 1960; Bachiller y Morales A., Apuntes para la historia de las letras y de la instrucción pública en la isla de Cuba, v. 1—3, La Habana, 1936—37; Bueno S., Antología del cuento en Cuba (1902—1952), La Habana, 1953; его же, Historia de la literatura cubana, [3 ed., La Habana, 1963]; Carbonell J. M., Evolución de la cultura cubana (1608—1927), v. 1—18, La Habana, 1928; Castro Ruz F., Palabras a los intelectuales, La Habana, 1961; Fernández Retamar R., La poesía contemporánea en Cuba (1927—1953), La Habana, 1954; Mitjans A., Historia de la literatura cubana, Madrid, 1918; Remos y Rubio J., Historia de la literatura cubana, v. 1—3, [La Habana, 1945]; Rivas Abreu V., Parnaso cubano, Barcelona, 1926; Vitier C., Cincuenta años de poesía cubana (1902—1952), La Habana, 1952; его же, Lo cubano en la poesía, [La Habana], 1958; Llaverías J., Contribución a la historia de la prensa periódica, v. 1—2, La Habana, 1957—1959 («Publicaciones del Archivo nacional de Cuba», t. 47—48); Ford J. D. M., Raphael M. I., A bibliography of Cuban belles-lettres, Camb., 1933.

З. И. Плавскин.