Степанов Н. Л. Крылов И. А. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — Стб. 852—856.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-8523.htm

- 852 -

КРЫЛО́В, Иван Андреевич [2(13).II.1769 (по др. данным — 1768), Москва, — 9(21).XI.1844, Петербург] — рус. писатель, журналист, баснописец. Род. в семье

- 853 -

армейского офицера, к-рый из рядовых дослужился до капитанского чина. Детские годы К. прошли в материальных лишениях. После смерти отца (1778) семья осталась без средств, и десятилетний подросток поступил подканцеляристом в Калязинский земский суд, затем в Тверской магистрат. В 1782 К. переехал в Петербург и определился на должность мелкого чиновника в Казенную палату. Он самостоятельно изучил франц., итал. языки, математику, познакомился с рус. лит-рой. В Петербург К. привез свою первую комич. оперу «Кофейница» (1782), к-рая была приобретена издателем, но не напечатана. В ней юный автор дал резкую сатирич. картину нравов провинц. крепостников. При всей неопытности драматурга комедия свидетельствовала о его зоркой наблюдательности, демократич. настроении, талантливости. В Петербурге К. сблизился с театр. миром. Выдающийся актер И. А. Дмитревский стал советчиком молодого К. в его драматич. опытах. На протяжении 1786—88 К. создал трагедии «Клеопатра» и «Филомела», из к-рых сохранилась лишь вторая, и комедии: «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», в к-рых высмеивались пустота и суетность столичного дворянства, развращенность нравов. В 1789 К. выступил как журналист. При поддержке известного переводчика Вольтера И. Г. Рахманинова К. начал издавать ежемесячный сатирич. журн. «Почта духов», продолжавший традицию сатирич. журналов Н. И. Новикова. В переписке «духов» с волшебником Маликульмульком, сочиненной, по-видимому, целиком самим издателем, К. обличает взяточничество, казнокрадство, кичливость дворянства, лицемерие. По резкости и смелости сатиры «Почта духов» явилась одним из крупнейших явлений рус. журналистики конца 18 в. В философических письмах «Почты духов» К. обнаружил себя как последователь зап.-европ. просветителей — Вольтера, Руссо, Мерсье, Монтескьё, и русских — А. Д. Кантемира, Новикова; он выступал за сословное равенство, против самодержавного деспотизма и крепостнич. порядка. Радикальное направление журнала, несомненно, послужило осн. причиной неожиданного его прекращения в авг. 1789. В 1792 в компании с актерами И. А. Дмитревским, П. А. Плавильщиковым и драматургом А. И. Клушиным К. организовал собств. типографию и приступил к изданию журн. «Зритель», в к-ром опубл. неск. сатирич. памфлетов и фельетонов, в т. ч. «Похвальную речь в память моему дедушке...» и повесть «Каиб». В «Похвальной речи...» в пародийном панегирике тупому и жестокому помещику-крепостнику проявился блестящий крыловский дар иронии и сарказма.

В споре рус. классицизма и сентиментализма К. защищал классицизм; позднее он состоял в архаической «Беседе любителей русского слова» А. С. Шишкова. Однако в «Каибе» К. высмеивал жанр и хвалебно-торжеств. оды и сентиментально-пасторальной идиллии, по существу подготовляя путь реализму. В условной форме «восточной повести» в «Каибе» высмеяны произвол самодержавного режима и лживый либерализм Екатерины II. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, сам К. попал под надзор полиции. Издание «Зрителя» пришлось прекратить, вместо него в 1793 выходил «Санкт-Петербургский Меркурий», уже лишенный сатирич. направленности прежних журналов. В 1794—1801 К. отошел от журналист. деятельности, скитался по провинции. В эти годы он написал «шутотрагедию»

- 854 -

«Трумф» («Подщипа», 1799—1800) — издевку и над самодержавием, и над нем. засильем при Павле I. По форме «Подщипа» — своего рода ироикомич. бурлескная трагедия, необычайно веселая и остроумная.

С воцарением Александра I К. смог вернуться к лит-ре. В 1804 он приехал в Москву. В «Московском зрителе» (1806) были опубл. басни «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», с к-рых начался путь К.-баснописца. В 1806, возвратившись в Петербург, он познакомился с театр. деятелем А. А. Шаховским, с к-рым издавал в 1808 журн. «Драматический вестник». Комедии «Модная лавка» (1807), «Урок дочкам» (1807), комич. опера «Илья-богатырь» (1807) принесли ему широкую известность. «Модная лавка», лучшая из комедий К., высмеивала французоманию рус. дворянства. К этому времени относится и сближение К. со знатоком иск-ва А. Н. Олениным, принявшим участие в судьбе писателя. В 1812 К. поступил на службу в открывшуюся в Петербурге Публичную б-ку (ныне Б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина), в к-рой прослужил ок. 30 лет в должности библиотекаря. В 1809 вышла первая книга басен К. Развивая уже сложившуюся в 18 в. традицию басенного жанра (А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер), К. вместе с тем выступал как новатор, создав басню, не ограниченную узкими рамками поэтики классицизма, а идущую от жизни, полнокровную и реалистическую. Персонажи басен К. были не условно-аллегорич. изображениями, а живыми типич. характерами. Традиц. басенный сюжет приобрел у него нац. колорит, облекся в форму драматизированной сценки.

«Клеветник и Змея». Нар. картинка в изд. 1858

«Клеветник и Змея». Нар. картинка в изд. 1858.

К. воплощал в басенных образах и персонажах нар. понимание жизни, нравств. идеал благородства, трудолюбия, честности, бескорыстия, справедливости. Высмеивая людские слабости и пороки — праздность, лень, тщеславие, лицемерие, трусость, К. утверждал положительный идеал человека-гражданина и патриота. Но он выступал не только как моралист. Его басни — чаще всего жгучая сатира, обличение «сильных» мира сего, угнетающих и терзающих народ. Такие басни, как «Волк и Ягненок», «Лягушки, просящие Царя», «Мор зверей», «Волки и овцы», «Рыбьи пляски», «Мирская сходка», «Пестрые овцы», «Крестьяне и Река», по своей обличит. силе не уступают смелым, вольнодумным выступлениям К.-сатирика конца 18 в. Сатирич. направленность басен К. отмечал декабрист А. А. Бестужев (Марлинский): «Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня — сатира, тем сильнейшая, что она коротка и

- 855 -

рассказана с видом простодушия» (Соч., т. 2, 1958, с. 530).

«Басни», изд. 1948. Илл. А. Лаптева

«Басни», изд. 1948. Илл. А. Лаптева.

Однако оставаясь на демократич. позициях, К. вынужден был высказывать свои взгляды «эзоповым языком» намеков и недомолвок, считаться с невозможностью прямо выражать свои мысли, а в ряде случаев и подлаживаться под офиц. идеологию («Колос», «Водолазы», «Конь и Всадник»), стремясь избежать подозрений в неблагонадежности. Басни «Квартет», «Демьянова уха», «Воспитание Льва», «Пестрые овцы» и др. имели в виду конкретные политич. события тех лет («Квартет» написан по поводу реорганизации министерств, басня «Воспитание Льва» намекала на воспитание Александра I. «Рыбьи пляски» — на всевластие Аракчеева и т. д.). Однако вызванные злобой дня эти басни оказались неизмеримо шире конкретных фактов, послуживших поводом для их создания. В баснях, написанных в Отечеств. войну 1812 («Кот и Повар», «Обоз», «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот»), с особенной полнотой сказался патриотич. характер взглядов баснописца. Его короткие выразительные рассказы, проникнутые юмором и иронией, тогда же приобрели широкую популярность, явились средством воспитания патриотизма в народе.

Басни К. — замечательный образец реалистич. иск-ва. В. Г. Белинский писал, что лучшие басни К. подчинены не моралистич. выводам, как басни его предшественников, но представляют реалистич. сцены из жизни, в к-рых содержание, характеры, диалоги передают состояние совр. общества: «...Басни Крылова — не просто басни; это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира — словом, что хотите, только не просто басня» (Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 575). Развивая эту мысль, Белинский отмечал, что если бы Крылов явился в наше время, он был бы творцом русской комедии. К. великолепно знал и чувствовал богатство и красоту рус. нар. речи. Сравнивая К. с Лафонтеном, А. С. Пушкин отмечал как нац. особенность рус. баснописца — «...какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться...» (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 32). Афористически точные строки крыловских басен своей краткостью и непринужденным, но злым юмором близки эпиграммам. Благодаря своей простоте и меткости они перешли в народ, стали пословицами и поговорками, вошли в разговорный язык. Крыловскими образами неоднократно пользовался В. И. Ленин. «Вольный», разностопный, разговорно-сказовый стих басен К. отлично передает живость, интонац. многообразие живой речи. И в этом смысле К. подготовил характер стиха «Горя от ума» А. С. Грибоедова, реализм худож. языка Пушкина и Н. В. Гоголя.

Илл. см. на вклейке к стр. 863—864.

Соч.: Басни, кн. 1—9, П., 1843; Полн. собр. соч., под ред. П. А. Плетнева, т. 1—3, П., 1847; Полн. собр. соч., под ред. В. В. Каллаша, т. 1—4, П., 1904—05; Полн. собр. соч., т. 1—3, М., 1944—46; Соч., подгот. текста Н. Л. Степанова, т. 1—2, М., 1955; Басни. Изд. подготовил А. П. Могилянский, М. — Л., 1956.

Лит.: Пушкин А. С., О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова, Полн. собр. соч., т. 7, М., 1958;

- 856 -

Белинский В. Г., Иван Андреевич Крылов, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955; Гоголь Н. В., В чем же наконец существо рус. поэзии и в чем ее особенность, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1952, с. 391—95; Кеневич В. Ф., Библиографич. и историч. примечания к басням Крылова, 2 изд., СПБ, 1878; Виноградов В. В., Язык и стиль басен Крылова, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1945, т. 4, в. 1; Бабинцев С. М., И. А. Крылов. Указатель его произв. и лит-ры о нем, Л. — М., 1945; его же, И. А. Крылов. Очерк его издательской и библиотечной деятельности, М., 1955; И. А. Крылов. Исследования и материалы, под ред. Д. Д. Благого и Н. Л. Бродского, М., 1947; Благой Д., Великий рус. баснописец И. А. Крылов, М., 1944; его же, Молодой Крылов, в его кн.: История рус. лит-ры XVIII в., 4 изд., М., 1960; Степанов Н. Л., И. А. Крылов. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1958; его же, Мастерство Крылова-баснописца, М., 1956; его же, И. А. Крылов, М., 1963; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.

Н. Л. Степанов.