848

КРУЧКО́ВСКИЙ (Kruczkowski), Леон (28.VI.1900, Краков, — 1.VIII.1962, Варшава) — польский писатель, обществ. деятель. Род. в семье переплетчика. Окончил химич. ф-т Высшей промышл. школы в Кракове. Лит. деятельность начал в 1918. В 1928 выпустил сб. стихов «Молоты над миром» («Młoty nad światem»). В ранних стихах К. звучит антиимпериалистич. протест, революц. вера в будущее, выраженная в абстрактных образах. Социально-историч. роман «Кордиан и хам» («Kordian i cham», 1932, рус. пер. 1950) положил начало революц. направлению в польской прозе 30-х гг. В этом романе из эпохи польского нац.-освободит. восстания 1830—31 поставлена злободневная проблема судеб польского крестьянства, сделана попытка показать историч. процесс, как борьбу классов. Использовав в романе воспоминания современника — крестьянина К. Дечинского, К. подошел к событиям прошлого с точки зрения подневольного крестьянства и показал историч. ограниченность восстания, шляхетского по своему характеру. В романе «Павлиньи перья» («Pawie pióra», 1935) К. изобразил польскую деревню накануне 1-й мировой войны, классовое расслоение, обман народа бурж. политиками. Обоим романам присуща полемич. заостренность против бурж.-националистич. идеологии, лозунгов «классовой солидарности», «единства народа» и т. п. В романе «Тенета» ( Sidła», 1937) раскрывается драматич. сущность кризиса 30-х гг., охватившего Польшу. Роман рассказывает о людях, стоявших в стороне от классовой борьбы, попавших в тиски кризиса, толкавшего их к самоубийству или в лагерь

849

«Павлиньи перья» (Варшава, 1955). Заставка М. Покоры

«Павлиньи перья» (Варшава, 1955). Заставка М. Покоры.

Сцена из спектакля «Немцы» (из кн. «Литературные вечера», Варшава, 1956)

Сцена из спектакля «Немцы» (из кн. «Литературные вечера», Варшава, 1956).

фашизма. Здесь раскрылось умение К. глубоко проникать в психологию человека и обществ. среды. В эти же годы К. впервые обращается к драматургии. В сатирич. пьесе «Герой нашего времени» («Bohater naszych czasów», первый вариант написан 1934, второй — 1939, последний — под назв. «Приключение с Фатерляндом» — «Przygoda z Vaterlandem», опубл. 1962), в публицистич. статьях и брошюрах «Человек и повседневность» («Człowiek i powszedniość», 1936), «Почему я социалист» («Dlaczego jestem socjalistą», 1938), «В атмосфере диктатуры» («W klimacie dyktatury», 1938) К. разоблачает угрозу наступающего фашизма. Он выступает как пропагандист Единого нар. фронта, участвует в Львовском съезде в защиту культуры и демократии (1936). В августе 1939 как офицер запаса мобилизован в армию. Во время войны К. пять лет провел в лагере для военнопленных в Германии. После освобождения в 1945 возвратился на родину и вступил в ППР. В 1949—56 — пред. Союза польских писателей, с 1950 — член Всемирного Совета Мира. После 1945 К. выступал преим. как драматург. Острота послевоен. конфликтов в Польше, внимание писателя к политич. и морально-психологич. проблемам нашли отражение в драме «Возмездие» («Odwety», 1948), действие к-рой развертывается в годы борьбы демократич. сил с внутр. реакцией. В драме «Немцы» («Niemcy», 1949; в рус. пер. «История одной семьи»), к-рая шла в театрах Берлина, Рима, Парижа, Праги, Токио, Москвы и др., показаны ошибки и вина т. н. «честных немцев», чья пассивность и аполитичность объективно делали их опорой гитлеризма. Пьеса К. — образец мастерской типизации социальных явлений, политич. зоркости писателя-борца, его гуманизма и интернационализма. Героико-лирич. драма «Юлиус и Этель» («Juliusz i Ethel», 1953) — яркий человеч. документ, обличающий амер. реакцию, «оптимистическая трагедия», в к-рой торжествуют идеи борьбы за мир. Актуальным социальным проблемам Польши посвящена пьеса «Посещение» («Odwiedziny», 1955). В драмах «Первый день свободы» («Pierwszy dzień wolności», 1960) и «Смерть губернатора» («Śmierć gubernatora», 1961) К. придает морально-психологич. конфликтам социально-философ. углубленность. Абстрагируя время и место действия, смещая историч. границы (замысел почерпнут из рассказа Л. Н. Андреева «Губернатор»), автор передает конфликт

850

между моралью и политикой, полемизирует с идеей «вечного» противопоставления народа и власти, выразителем к-рой в драме является губернатор.

Напряженная драматичность, острота конфликтов, жизненная убедительность характеров присущи худож. методу К.-драматурга. Используя худож. приемы совр. драматургии: метафорич. лаконичность, стилизацию и т. п., К. остается убежденным писателем-реалистом, борцом за социальное иск-во.

Опираясь на реалистич. нац. традиции, К. создал социалистич. театр в ПНР и явился выдающимся представителем социалистич. реализма. В 1950 К. присуждена Гос. премия ПНР, в 1953 — Междунар. Ленинская премия «За укрепление мира между народами». Послевоен. публицистика К. собрана в книгах: «Встречи и сопоставления» («Spotkania i konfrontacje», 1950), «Право на культуру» («Prawo do kultury», 1952), «Среди своих и чужих» («Wśród swoich i obcych», 1954). Посмертно опубл. сб. «Очерки из ада честных» («Szkice z piekła uczciwych», 1963).

Соч.: Dramaty, Warsz., 1962; Z brulionów, «Pamiętnik literacki», 1964, z. 4; в рус. пер.: Избранное, М., 1955; Посещение, «Звезда», 1955, № 11; Герой фатерлянда, «Иностр. лит-ра», 1963, № 6.

Лит.: Станюкович Я., Творч. путь Л. Кручковского, в кн.: Совр. польская лит-ра, М., 1953; Пиотровская А., Л. Кручковский, в кн.: Писатели стран нар. демократии, М., 1955; Стахеев Б., Л. Кручковский, «Иностр. лит-ра», 1960, № 6; Л. Кручковский. Био-библиографич. указатель, М., 1954; Macużanka Z., Droga twórcza L. Kruczkowskiego, «Polonistyka», 1960, № 4; L. Kruczkowski. Materiały zebrała Z. Macużanka, Warsz., 1962; Kelera J., Kruczkowskiego formy dramatyczne, «Dialog», 1962, № 12; Bujnicki T., Kruczkowski, «Zycie literackie», 1963, № 1.

А. Г. Пиотровская.