848
КРУЧКО́ВСКИЙ (Kruczkowski), Леон (28.VI.1900, Краков, — 1.VIII.1962, Варшава) — польский писатель, обществ. деятель. Род. в семье переплетчика. Окончил химич. ф-т Высшей промышл. школы в Кракове. Лит. деятельность начал в 1918. В 1928 выпустил сб. стихов «Молоты над миром» («Młoty nad światem»). В ранних стихах К. звучит антиимпериалистич. протест, революц. вера в будущее, выраженная в абстрактных образах. Социально-историч. роман «Кордиан и хам» («Kordian i cham», 1932, рус. пер. 1950) положил начало революц. направлению в польской прозе 30-х гг. В этом романе из эпохи польского нац.-освободит. восстания 1830—31 поставлена злободневная проблема судеб польского крестьянства, сделана попытка показать историч. процесс, как борьбу классов. Использовав в романе воспоминания современника — крестьянина К. Дечинского, К. подошел к событиям прошлого с точки зрения подневольного крестьянства и показал историч. ограниченность восстания, шляхетского по своему характеру. В романе «Павлиньи перья» («Pawie pióra», 1935) К. изобразил польскую деревню накануне 1-й мировой войны, классовое расслоение, обман народа бурж. политиками. Обоим романам присуща полемич. заостренность против бурж.-националистич. идеологии, лозунгов «классовой солидарности», «единства народа» и т. п. В романе «Тенета» ( Sidła», 1937) раскрывается драматич. сущность кризиса 30-х гг., охватившего Польшу. Роман рассказывает о людях, стоявших в стороне от классовой борьбы, попавших в тиски кризиса, толкавшего их к самоубийству или в лагерь
849
«Павлиньи перья» (Варшава, 1955). Заставка М. Покоры.
Сцена из спектакля «Немцы» (из кн. «Литературные вечера», Варшава, 1956).
фашизма. Здесь раскрылось умение К. глубоко проникать в психологию человека и обществ. среды. В эти же годы К. впервые обращается к драматургии. В сатирич. пьесе «Герой нашего времени» («Bohater naszych czasów», первый вариант написан 1934, второй — 1939, последний — под назв. «Приключение с Фатерляндом» — «Przygoda z Vaterlandem», опубл. 1962), в публицистич. статьях и брошюрах «Человек и повседневность» («Człowiek i powszedniość», 1936), «Почему я социалист» («Dlaczego jestem socjalistą», 1938), «В атмосфере диктатуры» («W klimacie dyktatury», 1938) К. разоблачает угрозу наступающего фашизма. Он выступает как пропагандист Единого нар. фронта, участвует в Львовском съезде в защиту культуры и демократии (1936). В августе 1939 как офицер запаса мобилизован в армию. Во время войны К. пять лет провел в лагере для военнопленных в Германии. После освобождения в 1945 возвратился на родину и вступил в ППР. В 1949—56 — пред. Союза польских писателей, с 1950 — член Всемирного Совета Мира. После 1945 К. выступал преим. как драматург. Острота послевоен. конфликтов в Польше, внимание писателя к политич. и морально-психологич. проблемам нашли отражение в драме «Возмездие» («Odwety», 1948), действие к-рой развертывается в годы борьбы демократич. сил с внутр. реакцией. В драме «Немцы» («Niemcy», 1949; в рус. пер. «История одной семьи»), к-рая шла в театрах Берлина, Рима, Парижа, Праги, Токио, Москвы и др., показаны ошибки и вина т. н. «честных немцев», чья пассивность и аполитичность объективно делали их опорой гитлеризма. Пьеса К. — образец мастерской типизации социальных явлений, политич. зоркости писателя-борца, его гуманизма и интернационализма. Героико-лирич. драма «Юлиус и Этель» («Juliusz i Ethel», 1953) — яркий человеч. документ, обличающий амер. реакцию, «оптимистическая трагедия», в к-рой торжествуют идеи борьбы за мир. Актуальным социальным проблемам Польши посвящена пьеса «Посещение» («Odwiedziny», 1955). В драмах «Первый день свободы» («Pierwszy dzień wolności», 1960) и «Смерть губернатора» («Śmierć gubernatora», 1961) К. придает морально-психологич. конфликтам социально-философ. углубленность. Абстрагируя время и место действия, смещая историч. границы (замысел почерпнут из рассказа Л. Н. Андреева «Губернатор»), автор передает конфликт
850
между моралью и политикой, полемизирует с идеей «вечного» противопоставления народа и власти, выразителем к-рой в драме является губернатор.
Напряженная драматичность, острота конфликтов, жизненная убедительность характеров присущи худож. методу К.-драматурга. Используя худож. приемы совр. драматургии: метафорич. лаконичность, стилизацию и т. п., К. остается убежденным писателем-реалистом, борцом за социальное иск-во.
Опираясь на реалистич. нац. традиции, К. создал социалистич. театр в ПНР и явился выдающимся представителем социалистич. реализма. В 1950 К. присуждена Гос. премия ПНР, в 1953 — Междунар. Ленинская премия «За укрепление мира между народами». Послевоен. публицистика К. собрана в книгах: «Встречи и сопоставления» («Spotkania i konfrontacje», 1950), «Право на культуру» («Prawo do kultury», 1952), «Среди своих и чужих» («Wśród swoich i obcych», 1954). Посмертно опубл. сб. «Очерки из ада честных» («Szkice z piekła uczciwych», 1963).
Соч.: Dramaty, Warsz., 1962; Z brulionów, «Pamiętnik literacki», 1964, z. 4; в рус. пер.: Избранное, М., 1955; Посещение, «Звезда», 1955, № 11; Герой фатерлянда, «Иностр. лит-ра», 1963, № 6.
Лит.: Станюкович Я., Творч. путь Л. Кручковского, в кн.: Совр. польская лит-ра, М., 1953; Пиотровская А., Л. Кручковский, в кн.: Писатели стран нар. демократии, М., 1955; Стахеев Б., Л. Кручковский, «Иностр. лит-ра», 1960, № 6; Л. Кручковский. Био-библиографич. указатель, М., 1954; Macużanka Z., Droga twórcza L. Kruczkowskiego, «Polonistyka», 1960, № 4; L. Kruczkowski. Materiały zebrała Z. Macużanka, Warsz., 1962; Kelera J., Kruczkowskiego formy dramatyczne, «Dialog», 1962, № 12; Bujnicki T., Kruczkowski, «Zycie literackie», 1963, № 1.
А. Г. Пиотровская.