820

КРЕТЬЕ́Н ДЕ ТРУА́ (Chrestien, или Chrétien de Troyes; ок. 1130, Труа, — ок. 1191) — франц. поэт, представитель жанра рыцарского романа во франц. лит-ре. Одно время состоял при дворах графини Марии Шампанской и графа Филиппа Фландрского. В молодости писал стихи в духе сев.-франц. труверов, переводил «Искусство любви» и «Метаморфозы» Овидия (сохранился отрывок), написал в форме авантюрного романа житие католич. святого Вильгельма Английского. Лучшие произв. К. де Т. — пять обширных рыцарских романов, написанных восьмисложными стихами с парной рифмой. В них использованы популярные в ту эпоху сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, но эти легенды служат лишь красочным фоном для изображения реальной жизни того времени и важных обществ. конфликтов. В первом романе «Эрек и Энида» («Erec et Enide», ок. 1162), рассказывая о ратных подвигах героя, К. де Т. рисует взаимоотношения рыцаря и его возлюбленной, показывая, что жена может быть подлинным другом мужа; это разрушало не только ср.-век. представления об отношениях мужчины и женщины, но и куртуазный кодекс служения даме. Куртуазная мораль оказала сильное влияние на след. роман К. де Т. «Клижес» («Cligès», ок. 1164), в к-ром с большой для того времени психологич. глубиной раскрыты переживания любящих. Изображению поведения идеального куртуазного рыцаря посвящен роман «Ланселот, или Рыцарь телеги» («Lancelot, ou le chevalier de la charrette», ок. 1168), полный фантастики и приключений; конец романа написал не сам К. де Т., а его последователь Годфруа де Ланьи. Проблема совместимости ратных подвигов и любви поставлена в романе «Ивен, или Рыцарь льва» («Yvain, ou le chevalier au lion», ок. 1172); как и в предыдущих романах, здесь на первом плане — любовные переживания героев; он интересен также изображением быта рабочих-текстильщиков. В последнем неоконч. романе К. де Т. «Персеваль, или Повесть о Граале» («Perceval, ou le conte du Graal», ок. 1182) появляется религ. элемент.

Творчество К. де Т. — важный этап в развитии повествоват. жанров франц. лит-ры. Занимательность сюжетов, тонкая психологич. обрисовка персонажей, поэтич. мастерство обеспечили его романам огромную популярность у современников. У К. де Т. было много последователей и подражателей как во Франции (Рауль де Уденк, Рено де Боже и др.), так и в др. странах (Гартман фон Ауэ в Германии и др.).

Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. von W. Foerster [und A. Hilka], Bd 1—5, Halle, 1884—1932; в рус. пер. — Рыцарь со львом, в кн.: Пинус С., Франц. поэты, т. 1, СПБ, 1914; Хрестоматия по заруб. лит-ре средних веков, М., 1953.

Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 110—117; Декс П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Gohen G., Chréstien de Troyes et son œuvre, P., 1948;

821

Loomis R.-S., Arthurian tradition and Chrestien de Troyes, N. Y., 1949; Les romans du Graal aux XII et XIII siècles, P., 1956; Frappier J., Chrestien de Troyes, P., 1957; Holmes U. T. and Klenke M.-А., Chrestien de Troyes and the Grail, Chapel Hill, 1959; Guyer F.-E., Chrestien de Troyes: inventor of the modern novel, [new ed.], L., 1960; Potvin Ch., Bibliographie de Chrestien de Troyes, P., 1863; Reinhard J. R., Chrestien de Troyes, A bibliographical essay. 1932 (University of Michigan. Publications. Language and literature, v. 8).

А. Д. Михайлов.