819
КРЕСТО́ВСКИЙ В. [псевд.; наст. имя — Надежда Дмитриевна Хвощинская (по мужу — Зайончковская); 20.V(1.VI).1824, Пронский у. Рязанской губ., — 8(20).VI.1889, Петербург] — рус. писательница. Род. в семье мелкого чиновника. До 1884 жила в Рязани, затем в Петербурге. Примыкала к группе писателей-демократов 60—80-х гг., творчество к-рых сформировалось под идейным влиянием Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Выступила в 1842 со стихами, в к-рых звучали мотивы протеста и гражд. скорби, писала их до конца 50-х гг. (под фамилией Хвощинская). С нач. 50-х гг. перешла к прозе. В 1850 в «Отечественных записках» опубл. повесть «Анна Михайловна» под псевд. В. Крестовский, к-рый стал постоянным (когда появился подлинный писатель В. В. Крестовский, Хвощинская стала подписываться «Крестовский — псевдоним»). В 1853 опубл. повесть в стихах «Деревенский случай». В трилогии 50-х гг. «Провинция в старые годы» (романы «Кто же остался доволен?», «Свободное время», «Последнее действие комедии») изображены распад дворянской семьи, страдающие, одинокие в своей семье девушки и противостоящие им наглые, морально растленные дельцы. Те же темы развиваются в романах и повестях «Деревенская история» (1855), «Стоячая вода» (1862), «Домашнее дело» (1864) и др.
В 60—80-е гг. в творчестве К. появляются образы новых людей, готовых на борьбу и лишения ради нар. счастья: «Пансионерка» (1861), «Большая медведица» (1870—71), «Былое» (1878), «Учительница» (1880). Женские образы в этих произв. имеют много общего с тургеневскими героинями. Автор восхищается мужеством революц. народников 70-х гг. В одной из лучших ее повестей «Первая борьба» (1869) ставится проблема отцов и детей, раскрывается процесс формирования душевно опустошенного человека, предавшего идеалы отцов-шестидесятников. Позднее образы отступников все чаще появляются в произв. К. — в рассказе «Счастливые люди» (1874), в цикле «Альбом. Группы и портреты», повестях «Здоровые» (1883), «Прощание», «Обязанности» (1885—86) и др. Трагизм положения демократич. интеллигенции в период политич. реакции 80-х гг. отражен в рассказах «После потопа» (1881), «Вьюга» (1889) и др. Однако мн. образы демократич. молодежи, созданные К., отличаются схематизмом, односторонностью. Выступала и как лит. критик.
Соч.: Романы и повести, т. 1—8, СПБ, 1859—66; Собр. соч., 2 изд., т. 1—5, СПБ, 1898; Повести и рассказы, [вступ. ст. М. С. Горячкиной], М., 1963.
Лит.: Некрасов Н. А., Полн. собр. соч. и писем, т. 9, М., 1950, с. 395—99, 670—73; Писарев Д. И., [Рецензии], «Рассвет», 1859, № 1, с. 37—45; Цебрикова М., Очерк жизни Н. Д. Хвощинской-Зайончковской, «Мир божий», 1897, № 12; Михайловский Н. К., Смерть Зайончковской, Полн. собр. соч., т. 6, СПБ, 1910; Могилянский А. П., Н. Д. и
820
С. Д. Хвощинские, в кн.: История рус. лит-ры, т. 9, ч. 2, М. — Л., 1953; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.
М. С. Горячкина.